Голландские художники, вдохновлявшие импрессионистов (ч.3)
460
просмотров
Импрессионисты с гордостью прослеживали свою «живописную родословную» от «малых голландцев». Это французское название для школы голландских художников 17 века, писавших небольшие полотна «малых» жанров — пейзажи, натюрморты, интерьеры и собственно жанровые сцены — в отличие от масштабных исторических картин. На импрессионистов, по их прямым словам, повлияли Халс и Вермеер, один из самых старших и один из младших голландцев, но не только они.

Франс Хальс (ок. 1580 – 1666)

Сын антверпенского ткача учился живописи у маньериста Карела ван Мандера в Харлеме — где и прожил всю свою жизнь: в 1610 стал членом Харлемской гильдии художников, добился немалой славы и умер в бедняцком приюте для престарелых. Хальс существенно повлиял на развитие портретного жанра в голландской живописи, дав ему больше жизни, больше реальности, больше свободы, и оставил немало учеников (сыновья Халса также были портретистами).

Его жанровые портреты 1620-х-1630-х годов рисуют колоритных горожан в естественной для них обстановке, в движении — и часто в минуты радости. «Веселый собутыльник» излучает лукавство, золотистый оттенок его одежды подмигивает вину в стакане. Свободной непринужденной позе дерзкой и жизнерадостной «Цыганки» вторит широкий мазок кисти. В корпоративные портреты Хальс также привносит активность и непринужденность, так что каждый герой его сложных композиций вместо напряженного позирования проявляет индивидуальный характер во взаимодействии с коллегами. Последние групповые портреты («Регенты приюта для престарелых в Харлеме», 1664; «Регентши женского приюта для престарелых в Харлеме», 1664) сдержаннее по колориту и глубже, зато глубоко и недвусмысленно передают душевное состояние персонажей, насчет которых автор честен до безжалостности, а подчас и ироничен.

Свободный пластичный мазок, мастерство нюансировки и «27 оттенков черного» хальса (как насчитал Ван Гог) заметно повлияли на импрессионистов, особенно — на живописную манеру Эдуара Мане.

Франс Хальс. Веселый собутыльник и Эдуар Мане. Хороший стакан пива
Франс Хальс. Цыганка
Франс Хальс. Групповой портрет офицеров и сержантов стрелковой роты св. Адриана

Важная картина:

«Портрет молодой пары» (1621−1622)

Крупноформатное изображение счастливой четы считалось портретом самого художника с супругой. Но чаще склоняются к тому, что это семья купца и картографа Исаака Масса. Фигуры на переднем плане написаны в полный рост в свободных позах: эти люди явно не аристократы, но, похоже, искренне наслаждаются жизнью. Второй план, с фонтаном, виллой и еще одной парой вдалеке, своей легкостью и воздушностью подчеркивает теплоту густых красок, которыми написаны сами герои — верные супруги (это символизирует жимолость у женщины и чертополох возле мужчины).

Портрет молодой пары (возможно, свадебный портрет Исаака Абрахамса и его жены Беатрикс ван дер Ваан) Франс Хальс 1622,

Ян Вермеер (1632 – 1675)

То, что сын торговца из Делфта в 23 года был принят в гильдию Святого Луки (цеховое объединение художников), означало, что он минимум 6 лет обучался живописи у мастеров. Известно, что он сильно впечатлился жанровыми сценами Питера де Хоха — внимательного к деталям, любившего струить ясный свет из окон или мягко окутывать им улочку, питавшего теплоту к своим объектам.

Отец 15 детей, Вермеер кормил семью не только живописью: он помогал матери управлять трактиром. Картины же писал медленно, создавая всего по две работы в год. Однако они находили своих ценителей-меценатов. Дважды — тридцати и сорока лет — Вермеер побывал в должности выборного декана гильдии Святого Луки, также он выступал экспертом, участвуя в определении подлинности старинных полотен. Однако умер он в долгах (из-за войны с Францией цены на живопись резко упали), учеников не оставил и за два века был практически забыт. Лишь в середине XIX века Ян Вермеер был открыт заново благодаря восторженным статьям критика Теофиля Торе. Импрессионисты же прямо объявили его предтечей своего направления.

«Импрессионизм» Вермеера состоял прежде всего в уникальном даре передавать освещенный воздух — и воздушный свет. Люди и предметы на его картинах — преимущественно жанровых сценках в любовно выписанном интерьере — словно купаются в мягких солнечных лучах. По некоторым версиям, точности деталей художник обязан умению пользоваться камерой-обскурой, а лучезарности красок — специально подмешанным светящимся пигментам. Свет на его полотнах — полноценное действующее лицо. Он может оказаться нежным рассеянным освещением «Маленькой улочки в Делфте», или падающими из окна косыми лучами на портрете «Женщины, держащей весы», или льющимся сквозь витражи цветным светом в «Стакане вина», или выхваченным из мрака ясным блеском девичьих глаз и украшения в «Девушке с жемчужной сережкой… Кажется, что сами цвета у Вермеера светятся изнутри. Этот эффект будут пытаться передать художники веков, ловя живое освещение на пленэре.

Ян Вермеер. Маленькая улочка в Дельфте
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы
Ян Вермеер. Стакан вина
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер. Маленькая улочка в Дельфте

Важная картина:

«Вид Делфта» (1661)


Из дошедших до нас 34 установленных подлинников Вермеера сохранилось всего два пейзажа, один из них — вид его родного города с юго-востока, с набережной канала реки Схи. Ранним утром (на часах семь, солнце на востоке) город дышит покоем и освеженным после дождя воздухом. Вермеер ловит это минутное счастливое ощущение, передавая ровными мелкими мазками звонкую голубизну неба и золотистый песок, легчайшие облака и тепло-охристые стены, отражающиеся в серебристой воде. Известный умением всматриваться и восхищаться писатель Марсель Пруст признался: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Делфта“, я понял, что видел самую прекрасную картину в мире».

Вид Дельфта Ян Вермеер 1661

Хендрик Аверкамп (1585–1634)

Аверкамп родился глухонемым, потому и получил соответствующее прозвание (Немой из Кампена) — и общался с миром, рисуя. В родном Амстердаме он учился у портретиста Питера Исаака. На его стиль повлияли также пейзажи Гиллиса ван Конингсло и небольшие жанровые картины Давида Винкбонса. Аверкамп соединил элементы пейзажа и жанра. Чаще всего его работы — небольшие зимние пейзажи с уютными группками горожан, занятых делами и развлечениями.

При жизни Аверкампа его полотна и акварели были весьма популярны, с них часто делали гравюры. После смерти он остался одним из самых известных мастеров своего узкого жанра, а его манеру унаследовали ученики, в том числе и его племянник Барент. Глубина пространства, мягкая серебристая гамма зимней влажной дымки, нежные оттенки зимнего воздуха и пестрые краски разношерстной толпы оказались весьма ценными подсказками для Моне, Писарро и других художников эпохи импрессионизма.

Хендрик Аверкамп. Ледяной край
Хендрик Аверкамп. Рыбаки в лунном свете
Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена с фигуристами возле замка

Важная картина

«Зимний пейзаж с конькобежцами» (1608)

Маленький городок укрыт снегом, вдалеке сливающимся с жемчужно-розоватым морозным небом, в которое подымается тонкий дымок из труб. Характерная высоко размещенная линия горизонта позволяла художнику вписать в сюжет множество строений, людей за разными занятиями и деревьев с декоративно изогнутыми ветвями. В этом жанровом пейзаже Аверкамп сознательно наследует приемам Питера Брейгеля Старшего, а размещенная в левом нижнем углу ловушка для птиц — прямая из него цитата.

Зимний пейзаж с конькобежцами Хендрик Аверкамп 1608

Филипс Вауэрман (1619 – 1668)

Учился живописи у отца — а возможно, и у Франса Халса, перенял все лучшее из сцен охоты и изображений всадников Питера Корнелиса Вербека, а также из «бамбочада» (народных сценок) у основателя этого жанра Питера ван Лара — голландского художника в Риме. Из родного Харлема Вауэрман сбежал с невестой-католичкой в Гамбург, там он работал в мастерской исторического живописца Эверта Деккера. Однако возвратился на родину, занимал неплохие должности в гильдии художников и добился почета. И даже не был забыт, в отличие от других современников-соотечественников: его работы пользовались успехом и в XVIII веке.

Свободная и легкая манера письма, нежный серебристо-серый колорит и тонкий рисунок привлекли к Вауэрману внимание импрессионистов. А то, что Вауэрман писал лошадей живо, в стремительном движении, потом откликнулось в творчестве Дега.

Филипс Вауверман (Воуверман). Кавалерийское сражение
Филипс Вауверман (Воуверман). Удар белой лошади
Филипс Вауверман (Воуверман). Схватка между восточной кавалерией и кавалерией Священной Римской империи
Джентльмены на скачках: наездники перед стартом Эдгар Дега 1862

Важная картина:

«Приморская гавань»

Богато одетые путешественники остановились полюбоваться морем, мальчик поит лошадь, простой люд ведет оживленные беседы, прачки спускаются к воде. Каждая группка объектов живет собственной независимой жизнью — включая поросшие зеленью руины и легкие лодки в серебристой воде. И все же такие разнородные элементы объединены в гармоничную композицию с несколькими выразительными акцентами. Как и на других картинах Вауэрмана, небо здесь играет роль драматического ударения: скопление ярко освещенных закатными лучами облаков в верхней половине полотна подчеркивает тенистые глубины пейзажа в нижней половине.

Приморская гавань Филипс Вауверман (Воуверман)

Арт ван дер Нер (1603/1604–1677)

Родился и провел юность в Горинхеме (Южная Голландия) и обучался у прославленного в городе живописца Рафаэля Говертса Кампхейзена. Он стал не только наставником, но и зятем Арта: тот взял в жены его сестру Лизбет. Вместе с женой ван дер Нер перебрался в Амстердам, где сделался владельцем кабака и отцом шестерых детей, но главное — основоположником нового направления в пейзажной живописи: ночного пейзажа, который разработал во всех разновидностях, доступных жителю Амстердама еще без уличного освещения (оно появилось там в 1668 году, чтобы горожане не падали в каналы, на которых, как правило, нет перил, чтобы снизить преступность и чтобы успешнее тушить пожары).

Ван дер Нер часто писал зарево пожаров, лунный свет, закатное небо. Его убедительные эффекты освещения в полутьме и тьме весьма заинтересовали художников перелома XIX и XX века, искавших нестандартных световых решений и цветовых эффектов.

Арт ван дер Нер. Пожар в Амстердаме
Арт ван дер Нер. Река близ города, в лунном свете
Арт ван дер Нер. Деревня на берегу реки в лунном свете

Важная картина

«Ночной пейзаж с рекой» (1646)

Даже во внешне спокойной ситуации (всё спит, всё спокойно, ничего не горит, никто не гибнет) сквозит драматизм и эмоциональность: луч света от скрытой за облаками луны падает так, что зрители перед картиной испытывают волнение. Он зажигает белым заревом высокие облака и постепенно уводит взгляд через всю сцену к густым затененным зарослям слева. Контраст насыщенных цветов неба и глухих тонов деревенской околицы смягчает их «встреча» посредине — там, где лунный свет отражается в блестящей воде реки.

Ночной пейзаж с рекой Арт ван дер Нер 1646

Читайте также:

Французские и бельгийские предшественники импрессионизма (ч.1)

Итальянские предшественники импрессионизма (ч.2)

Продолжение следует: Испанские предшественники импрессионизма (ч.4)

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится