Левина Теерлинк (ок.1510-1576) - придворная художница Тюдоров
Левине Теерлинк сам Бог велел стать художницей. Ее отец и дед были фламандскими художниками-миниатюристами, и держали собственную мастерскую в Генте. Симон Бенинг мечтал о сыне, который бы продолжил семейную традицию, но в двух браках у художника родились шесть девочек. Отчаявшись, он принялся обучать своему ремеслу старшую дочь — Левину, которая вскоре утешила отца своими невероятными успехами. В конце 1530-х она уже была мастером миниатюры, известной далеко за пределами родного Брюгге.
В 1545 году по приглашению английского короля Генриха VIII Левина со своим мужем переехала в Лондон и стала придворной художницей. Супруг был принят в личную охрану короля, их семья достигла благополучия и занимала высокое положение при дворе.
Ее жалование составляла фантастическая сумма — 40 фунтов в год, в то время, как ее предшественник на этой должности — сам Ганс Гольбейн, получал всего 33 фунта.
Левина работала для четырех Тюдоров: Генриха VIII и его детей — Эдварда VI, Марии І и Елизаветы І, однако ее работы менее известны, чем работы других придворных художников. Она писала в основном миниатюры, которые считались очень личными вещами и не предназначались для посторонних глаз. Влюбленные обменивались такими изящными вещицами и хранили в шкатулках или носили на шее, как украшение, спрятанное под одеждой. Миниатюры также служили идеальным дипломатическим подарком, а еще могли обозначать политическую принадлежность.
Левина Теерлинк сделала невероятно успешную карьеру для художницы XVI века, кроме множества портретов для английской короны и придворной знати, она создавала проекты печатей и монет, выполняла книжные гравюры и иллюстрации, а также работала над дизайном костюмов и ювелирными украшениями.
Катарина ван Хемессен (1527-1587)
Катарина ван Хемессен хотела стать художницей, как ее отец Ян Сандерс Хемессен, известный живописец-маньерист в Антверпене. Учиться мастерству она могла только у отца, в то время художники в своих мастерских радушно принимали мальчиков 9−14 лет на обучение, которые жили с ними и учились в течении пяти лет.
Катарина была принята в Гильдию Святого Луки и была настолько признана как художница, что ей отдали в ученики трех мальчиков.
Она писала портреты на заказ богатых горожан, которые отличаются реалистичным изображением и деликатностью письма, в их мягкости и нежности исполнения чувствуется «женская рука».
Портреты Катарины покорили наместницу Нидерландов Марию Австрийскую и она стала ее покровительницей. Когда в 1556 г. Мария уехала на родину в Испанию, то пригласила художницу с мужем последовать за ней и назначила ей пожизненную ренту. После ее смерти Катарина с мужем вернулись в Антверпен.
Софонисба Ангиссола (1532-1625) - художница-аристократка
Софонисба Ангиссола родилась на севере Италии в городе Кремона и была старшей из шести дочерей аристократа Амилькара Ангиссола. Девочки рано остались без матери и отец, разделяя взгляды гуманиста Бальдассара Кастильоне, дал им художественное образование: они изучали латынь, брали уроки пения и рисования.
Отец позаботился о воспитании девочек и всячески старался развивать их таланты. Четыре дочери стали художницами, однако Елена ушла в монастырь, Европа и Анна Мария вышли замуж, а Лючия, талант которой признал Вазари, увидев ее картины, умерла в 25 лет. Единственный сын Альмикара — Асдрубаль, изучал латынь и музыку. Профессиональной художницей стала Софонисба.
Софонисба училась у местного художника Бернардино Кампи, а затем у Бернардино Гатти и затем передавала свои знания младшим сестрам. Сама она, как благодарная ученица, запечатлела себя и своего учителя на своеобразном автопортрете.
В 1554 году Софонисба отправилась в Рим и познакомилась с Микеланджело. При первой встрече Буонарроти попросил девушку нарисовать плачущего мальчика, и девушка отправила рисунок мальчика, укушенного раком, тот сразу признал ее талант.
Несколько лет она была его неофициальной ученицей: Микеланджело отправлял ей свои рисунки для копирования и давал свои рекомендации после выполнения заданий. Стоит ли говорить о том, как счастлива была Софонисба!
Во время путешествия в Милан в 1558 году Софонисба познакомилась с герцогом Альба и написала его портрет . Герцог рекомендовал художницу испанскому королю Филиппу ІІ. Его третья супруга, Елизавета Валуа, которой было 14 лет, увлекалась рисованием и Софонисбу пригласили ко двору как преподавателя рисования и статс-даму королевы.
Через год король предложил Софонисбе должность придворной художницы, и следующие 20 лет Ангиссола писала официальные портреты королевской семьи и придворных.
С королевой они стали хорошими приятельницами, король, видимо, тоже души не чаял в художнице, если решил устроить ее счастье: он нашел подходящего жениха — сына вице-короля Сицилии, Фабрицио Пигнателли, дал в приданое 12 000 скуди и устроил свадьбу!
После смерти мужа Софонисба вышла второй раз замуж в возрасте 47 лет — ее избранником стал капитан корабля, на котором она плыла в Геную. Говорят, это была любовь с первого взгляда. Пара поселилась в большом доме мужа в Генуе, где у Софонисбы была собственная мастерская. Удачная торговля мужа и щедрая пенсия от короля Филиппа ІІ позволили им хорошо жить, супруг ее боготворил.
Софонисба прожила 93 года и продолжала работать почти до последних лет жизни. К ней приезжали другие художники, а ее опыт открыл дорогу следующему поколению художниц.
В 1624 году к ней приехал молодой Ван Дейк. Он говорил, что разговор с ней помог ему узнать больше об «истинных принципах» живописи, чем что-либо другое в его жизни. Во время встречи он написал портрет Софонисбы.
Лавиния Фонтана (1552-1614)
Лавиния Фонтана — дочь художника болонской школы Просперо Фонтана и его ученица. Она стала первой художницей, которая работала во всех жанрах, как это делали ее коллеги-мужчины.
Она писала портреты, мифологические и религиозные сцены, а также была первой женщиной, изобразившей обнаженную натуру.
Лавиния была смелой и решительной девушкой, достаточно посмотреть на ее ранний автопортрет. Он был написан к ее бракосочетанию и предназначался будущему свекру графу Северино Заппи.
В картине Лавиния рассказывает о себе, подчеркивая свои достоинства перед семьей жениха, которая занимала более высокое положение. Она изображает себя играющей на клавесине, на дальнем плане у окна помещает мольберт, подписывает картину на латыни — все эти детали должны продемонстрировать образованность девушки, а фигура служанки говорит о достатке. О предстоящей свадьбе напоминает богатое платье красного цвета, — в Болонье девушки традиционно шли под венец в красном платье.
Видимо, графу пришлась по душе невестка — Лавиния вышла замуж и родила 11 детей. Она продолжала работать, муж вел домашнее хозяйство и помогал жене, известно, что на некоторых работах он писал драпировки.
Лавиния работала в Риме по приглашению папы Климента VIIІ и была принята в Академию Святого Луки.
Еще одним признанием таланта Лавинии был заказ на ее автопортрет, который поступил от доминиканского ученого Альфонсо Чьякона: тот задумал опубликовать портреты пятисот выдающихся художников, ученых и государственных деятелей Италии. Лавиния была польщена предложением и написала себя благородной дамой в роскошном костюме и драгоценностях, работающей за письменным столом в окружении классических скульптур. Но книга гравюр не была опубликована.
Феде Галиция (1578-1630) - первая в жанре натюрморта
О работах этой девочки еще в двенадцатилетнем возрасте упоминал теоретик искусства Джованни Ломаццо. Феде Галиция была дочерью и ученицей миниатюриста Нунцио Галиция, но стала живописцем. Внимание к деталям и тонкость письма, «унаследованное» от отца, ее мастерство в изображении одежды и ювелирных украшений сделало Феде невероятно популярной портретисткой.
В картине «Паоло Мориджиа» Феде отдает дань своему отцу-миниатюристу, искусно изображая отражения комнаты в стеклах очков.
Феде первая из художниц написала натюрморт. Из известных ее 63 работ, 44 — натюрморты, и ее стиль повлиял на дальнейшее развитие этого жанра в эпоху барокко.
Современники Галиции больше ценили другие ее работы, только в середине ХХ века обратили внимание на ее тихие «немногословные» натюрморты, с вибрирующим цветом и камерным настроением.
Артемизия Джентилески - художница-феминистка
Артемизия Джентилески вошла в историю как самая известная художница барокко, а движение за права женщин провозгласило ее первой феминисткой. Наряду с ее творчеством привлекает ее удивительная биография, которая вдохновила романистов и режиссеров на создание не одного бестселлера.
Вначале Артемизия училась у своего отца, довольно известного художника-караваджиста Орацио Джентилески, а затем у Агостино Тасси. С этого момента начинают разворачиваться драматичные события в ее жизни. Агостино обесчестил девушку, она подала в суд и дело приобрело широкую огласку. Художнику предложили жениться на девушке, но он уже был женат и по постановлению суда был заключен в тюрьму. Свои переживания Артемизия передавала в картинах — она выбирала сюжеты, где женщины расправлялись со своими обидчиками или становились объектом сексуального преследования.
Неугомонная Артемизия жила и работала во Флоренции, Генуе, Венеции, Риме, Неаполе и Лондоне.
Дружила с Галилеем, была знакома с Ван Дейком, Риберой и Софонисбой Агниссолой и стала первой женщиной, избранной в члены Флорентийской Академии искусства. После смерти художницы многие ее работы относили к творчеству ее отца.
О большой роли Артемизии в распространении караваджизма на севере Италии впервые заговорил историк искусства Роберто Лонги в 1916 году.
Юдит Лейстер (1609-1660)
Имя голландской художницы Юдит Лейстер вплоть до конца ХІХ века оставалось в тени — многие ее картины приписывались другим голландским жанристам. Справедливость восторжествовала в 1893 году, когда в Лувре на одной из жанровых картин, как считали принадлежавшей кисти Франса Хальса, обнаружили подпись-монограмму Юдит Лейстер. После тщательных исследований в музее Лувра многие картины Дирка и Франса Хальса, были атрибутированы как работы Юдит Лейстер.
В свое время художницу ценили — в 1633 году ее приняли в гильдию Святого Луки в Харлеме. У Юдит было три ученика. Замуж она вышла за художника Яна Минса Моленара, он как раз был учеником Франса Хальса.
Картины Юдит изображают озорных беззаботных детей, занятыми своими шалостями, веселых выпивох, компании игроков в карты, женщин, занятых домашними делами, — все это был в новинку для живописи XVII века.
Мэри Бил (1633-1699) – первая в истории Англии женщина - художница
Мэри Бил писала исключительно портреты. Благодаря отцу, увлекавшимся рисованием, Мэри вошла в круг лондонских художников и познакомилась с придворным живописцем Питером Лели, который и рекомендовал ее работы.
Примечательные материалы о работе художницы найдены в записях ее мужа — Чарльза Била.
Чарльз взял на себя роль ассистента и вел подробные отчеты о заказчиках, сеансах и расходах. Кроме того, Чарльз заинтересовался техникой живописи и вместе с супругой они начали ставить опыты, записывая результаты в специальный журнал «Экспериментальные секреты, обнаруженные в технике живописи». В этих заметках найдены любопытные сведения об испытании дорогих пигментов, о новой технике грунтовки полотна, а также о способах ускорения процесса высыхания масляных красок.
Элизабетта Сирани (1638-1665)
О художнице Элизабетте Сирани современники говорили, что рисунки она создавала с легкостью и беспечностью, присущим гениальным творцам.
Её работы славились не только в родной Болонье, но во Флоренции и Риме, где она была принята в Академию Святого Луки. Работала Элизабетта так быстро, что в ее мастерскую приходил весь город: посмотреть, как она это делает. За свою короткую жизнь, — всего 27 лет, она выполнила более 170 картин, 14 гравюр и множество рисунков.
Существует легенда о том, как однажды в мастерскую художницы пришел герцог Тосканы Козимо ІІІ Медичи и увидел, как она пишет Богородицу. Ему так понравилась ее работа, что он заказал себе такую же картину. Элизабетта тут же написала Мадонну, да так искусно, что краски успели высохнуть и герцог ушел со своим произведением.
Учителем Элизабетты был ее отец — болонский художник Джованни Андреа Сирани, ученик Гвидо Рени. Хотя он поначалу относился скептически к увлечению дочки рисованием, но, скрепя сердце, принял в свою мастерскую, а через несколько лет Элизабетта уже заняла место отца, который из-за артроза не мог больше работать. Мастерская процветала, в ней учились две сестры Элизабетты и еще 12 девушек, — в Болонье к женщинам-художницам относились с огромным почтением.
Элизабетта писала портреты, мифологические и религиозные сцена, ее манера близка Гвидо Рени, так что даже некоторые картины художницы приписывали его кисти. Похоронена Элизабетта рядом с Гвидо Рени в Базилике Св. Доминика в Болонье.
Рашель Рюйш (1664-1750)
Рашель Рюйш была не просто знаменитым мастером натюрмортов, ее роскошные цветочные композиции принадлежат к «золотому веку» голландской живописи.
С 15-ти лет Рашель училась у Виллема ван Алста, величайшего художника в жанре натюрморта. Это он научил девушку компоновать разные виды цветов и превращать букеты в произведения искусства, создавать ассиметричные композиции, ловко населяя их жучками, бабочками и кузнечиками. Приложил руку к образованию дочери и ее отец — ботаник, в этой семье, где царили наука и искусство, появились эти восхитительные картины с нежными колоритом.
Приложил руку к образованию дочери и ее отец — ботаник, открыв секреты мира растений. Так, соединив науку и искусство, Рашель Рюйш создала картины, которые завораживают совершенной гармонией и необыкновенной красотой живой природы.
К образованию дочери приложил руку и ее отец — ботаник, открыв секреты мира растений. Так, соединив науку и искусство, Рашель Рюйш создала картины, которые завораживают совершенной гармонией и необыкновенной красотой живой природы.
Эти прекрасные дамы сделали необычайную карьеру, их интересные судьбы до сих пор разгадывают историки, ведь остается еще множество загадок, связанных с их жизнью и творчеством.