Мир глазами Валентина Серова: 7 точек на карте, сыгравших важную роль в жизни и творчестве художника
С возрастом Валентин Александрович не утратил страсти к перемене мест. Напротив: обычно сдержанный и хмурый дома, он делался энергичен и весел, всякий раз, когда паковал чемоданы.
Абрамцево
Подмосковная усадьба Абрамцево, принадлежавшая Савве Мамонтову с 70-х годов XIX века, была, что называется, «домом высокой культуры». На лето сюда съезжалась богемная публика: художники, музыканты, актеры, писатели, просто сочувствующие. Савва Иванович — щедрый хозяин и покровитель искусств — умел принимать гостей. Вместе с тем от большинства подобных загородных очагов культуры Абрамцево отличала одна немаловажная деталь. Здесь не только давали самодеятельные театральные представления, музицировали на роялях, болтали об искусстве и закатывали эпические обеды. Здесь еще и работали.
Историки искусства считают, что Абрамцево и сформировавшееся там художественное содружество — важнейшая веха в развитии неорусского стиля и русского модерна в целом.
Что касается Валентина Серова, для него поездки в Абрамцево были в первую очередь возможностью отдохнуть от деспотичной матери — именно здесь, а не в Швейцарии или Германии прошли его самые счастливые детские годы. Охота, лошади, лодки и плоты, общение со сверстниками, которого ему так не хватало в Европе, — Серов влюбился в Абрамцево еще ребенком. Он возвращался сюда снова и снова. Мамонтовых Валентин Александрович считал семьей. Поместье — домом. Неудивительно, что именно здесь он написал «Девочку с персиками» — самое известное и самое жизнерадостное свое полотно.
Домотканово
Поместье в 20 километрах от Твери в 1886 году приобрел художник Владимир Дервиз. Дервиз был однокашником Серова по Академии художеств. Кроме того он был женат на его двоюродной сестре — Надежде Симонович, и Валентин Александрович часто гостил у родственников с детьми и женой.
Стоявший на холме господский дом окружали места необыкновенной красоты: дикий парк с восемью прудами, цепью тянувшимися в еловый лес. Привлеченные этой практически нетронутой натурой, сюда часто приезжали признанные мастера пейзажа (в их числе был, к примеру, Исаак Левитан). Не устоял перед очарованием здешней природы и Серов: значительная часть его наследия, которую сегодня объединяют модным тэгом «Серов — не портретист», родом из Домотканова.
Впрочем, здесь он написал и знаменитые «солнечные» портреты: жены Ольги и двоюродной сестры Марии. Уже по этим двум картинам можно сделать вывод, что Домотканово было еще одной географической точкой, где Серов был как дома, еще одним его «местом силы».
Париж
Впервые Валентин Серов побывал в Париже в 1874 году — мать привезла его, девятилетнего, учиться у Ильи Репина. Серовы поселились на бульваре Клиши, столь любимом импрессионистами. Однако первым ярким парижским впечатлением юноши стал не Мулен Руж и не выставка импрессионистов в мастерской знаменитого фотографа Надара, а жившие по соседству шлюхи (подробности здесь). Поняв, какую оплошность она совершила, Валентина Серова переехала из дома «с репутацией» в пансион мадам Виардо. Эту потерю юному Валентину компенсировали парижские зоопарки (особенно он любил зверинец в Булонском лесу), где тоже было немало занятных созданий.
Позднее Серов бывал в Париже несколько раз, в основном — по делам: Приезжал на Всемирную выставку и вместе с дягилевской труппой, привозил на лечение заболевшего сына. Жизнь в Париже была для Серова марафоном по выставкам и музеям с перерывами на работу: в 1910-м в Париже Серов написал портрет Иды Рубинштейн. Пожалуй, именно в Париже родился и окреп Серов-модернист. Впрочем, художник ценил и редкие моменты парижской праздности. По свидетельствам очевидцев, здесь он заметно веселел и даже выглядел моложе. В Париже Валентин Александрович вел «правильный образ жизни», который сам описывал в письме жене так: «Вина не пью, курить — курю, под автомобиль пока не попадаю».
Италия
В 1887-м 22-летний Серов вместе с Ильей Остроуховым и братьями Михаилом и Юрием Мамонтовыми — побывал в Италии. Особенное мощное впечатление на друзей произвели Флоренция и Венеция. Молодые люди побродили по площади Святого Марка и Дворцу дожей, послушали в опере Франческо Таманьо, поахали перед полотнами Рафаэля и Тициана, отравились купленными из-под полы устрицами и спасались коньяком — словом, поездка задалась. Именно здесь Серов замыслил «писать отрадное», что успешно воплотил: по возвращении из Венеции он создаст «Девочку с персиками». С годами «отрадное» чувство, связанное с Венецией и Флоренцией, не померкло — этот праздник был с Серовым всегда.
Куда более драматично складывались его отношения с Римом. Если первые впечатления граничили с восторгом, то в письмах, отправленных во время следующих поездок, художник сообщал, что его уже «немножко пучит от искусства», что «Рим стал как-то похуже» и «глупое веселье ему не к лицу». «Да, Рим делается прекрасным, общеевропейским Берлином», — писал он своему приятелю, коллекционеру живописи Ивану Трояновскому. — Что они вообще сейчас строят? Это все тот же нивелирующий все и вся современный отельный стиль. Нет больше тишины ни глазу, ни уху. Треклятый трамвай проведен по всем улицам и переулкам, и на каждом завороте визжит неистово (у нас лучше на Арбате, по крайней мере, смазывают какой-то дрянью); вся площадь, все пантеоны — все обвито этим чудом удобства".
Греция
В 1907-м Валентин Серов предпринял путешествие в Грецию совместно с Львом Бакстом. Храм Парфенона и Акрополь произвели на художников неизгладимое впечатление. Спустя годы, Серов вспоминал, как они с Бакстом, превозмогая усталость и жару, взбирались на покрытый маками холм к Акрополю. И как, поднявшись, он признался: «Хочется плакать и молиться». В мемуарах Бакста есть воспоминания о том, как они отплыли с материка на Крит и как Серов всю ночь простоял на палубе, «испытывая трепетное, быть может, атавистическое чувство близости к старым берегам, к настоящей Трое». Они следовали примерно тем же маршрутом, что и принявший облик быка Зевс: должно быть, именно здесь родился замысел «Похищения Европы». В ходе греческого путешествия Серов и Бакст много работали. Впрочем, результатом этой поездки стали не только высокие идеи и возвышенные переживания. Так, однажды между приятелями вышла размолвка из-за того, что известный волокита Бакст решил приударить за 15-летней танцовщицей — по всей видимости, барышней не самых строгих правил.
Портрет Марии Цетлиной в 2014 году был продан с аукциона Christie’s за $ 14,510 млн., став самым дорогим произведением русского искусства в истории лондонских аукционов.
Биарриц
Осень 1910-го Валентин Серов провел в Биаррице на вилле, принадлежавшей семье Цетлиных. Здесь он жил размеренной скучноватой и беззаботной жизнью, которая доступна лишь очень состоятельным людям. Утренняя прогулка по пляжу. Затем до обеда — два коротких (не более часа) сеанса: над портретом Марии Цетлиной (к слову, видной общественной и политической деятельницы) Серов работал не торопясь. Потом поездка в горы на роскошном черном лимузине. С наступлением сумерек Валентин Александрович отправлялся в казино (не будучи азартным игроком, он установил себе лимит в 20 франков, но всякий раз уходил с небольшим выигрышем). После, в компании Марии Самойловны и ее мужа, иногда заходил в дешевую таверну, где резались в карты одетые в черное, мрачные крестьяне-баски. «Живу у одних богачей на вилле… комфорт до отупения», — сообщал он в письме Александру Бенуа.
Два месяца в Биаррице были бы абсолютной идиллией, если бы не атлантический океан, ревущий прямо за окнами. Волны, поначалу восхищавшие Серова, становились все более высокими, темными и грозными. «Кажется, я больше не выдержу близости океана — он меня сломил и душу издергал — надо бежать» — писал Серов жене. Так он и сделал, едва окончив портрет.
Ино
В 1901 году Валентин Серов приобрел участок земли и дом в финском местечке Ино. Иметь здесь загородный дом было в те годы модным поветрием. Неподалеку, в окрестностях Терийок были дачи у старых друзей Серова — Ильи Репина и Василия Матэ, еще одним его соседом был писатель Леонид Андреев.
Построив новый дом, Серов отвел весь второй этаж под мастерскую. Здесь он старался писать лишь то, что хотел, тщательно оберегая мирную дачную жизнь от заказных портретов и отношений с клиентами. В Ино были написаны несколько вариантов «Похищения Европы», а в последние годы Серов активно работал здесь над иллюстрациями к басням Крылова.
Серов ценил уединение и покой в Ино. Однако, чувствовать себя тут как дома, так и не научился. Он скучал по русской деревне и часто говорил, что хотел бы купить небольшой участок в средней полосе России — такой, как Домотканово у Дервиза. Сейчас на месте Ино — поселок Смолячково, дача художника не сохранилась. Зато по соседству располагается поселок Серово. Он назван так в честь Героя Советского Союза — летчика Владимира Серова.