В новой книге Дик Свааб рассматривает несколько вопросов. Как можно объяснить творческие способности с точки зрения нейрофизиологии? Что влияет на выбор профессии — особенности строения мозга или наше окружение? Какой биологический механизм мы задействуем, когда оцениваем произведение живописи? И, наконец, какую роль в развитии креативных способностей играют заболевания мозга?
Разумеется, развернуто ответить на эти вопросы в рамках одной книги, пусть даже самой солидной и объемной, не получится. Но кое-что рассказать о связи искусства и эволюционного развития мозга можно — а тем, кого заинтересуют эти вопросы, советуем прочесть книгу Дика Свааба и рекомендованную им литературу.
Как мы воспринимаем искусство?
Современный человек занимается искусством уже 40 тысяч лет. Возникает вопрос — могла ли эта деятельность дать человечеству эволюционное преимущество? На этот вопрос автор утверждает положительно. Ведь искусство — это форма коммуникации, а его восприятие глубоко укоренено в человеческой природе. Но разве только человек любит живопись? — спросит читатель. Разве не были проведены опыты с шимпанзе, которые тоже учились рисовать? В 1950-е годы абстрактные работы, созданные шимпанзе по кличке Конго, продавались на аукционах и приносили немалый доход. Несколько картин даже приобрел для коллекции Пикассо. Увы, обезьяны учатся работать кистью и красками, но сами по себе интереса к творчеству не проявляют. В отличие от людей-художников, в дальнейшем шимпанзе не интересуются своими завершенными работами.
Видимо, все дело в восприятии искусства. И в связи с этим стоит упомянуть несколько интересных фактов.
Человеческий мозг устроен так, что любую визуальную информацию. он раскладывает на разные компоненты. Так, цвет, яркость, движение — все это обрабатывается в разных участках мозга и приводит к разным эффектам. Художники с древнейших времен пользуются техниками, которые, как было доказано лишь недавно, соответствуют принципам восприятия.
Например, преувеличение каких-то основных признаков — цвета, формы, размера.
Это связано с эволюцией мозга, который всегда лучше запоминает то, что выходит за рамки среднестатистических значений. В качестве примера можно привести известный бюст Нефертити — длинная шея и непропорционально большой головной убор запоминаются очень хорошо. По этой же причине мозг чаще карикатурные портреты запоминает лучше, чем реалистичные.
Еще один факт: необходимость группирования фрагментов, точек, форм, красок дарят мозгу приятные ощущения.
Достаточно вспомнить, как дети любят собирать пазлы или находить на картинках спрятанные предметы. В живописи этот эффект соединения фрагментов тоже присутствует. В качестве примера можно привести картину Сальвадора Дали «Великий параноик», где мозг из отдельных элементов должен «собрать» очертания лица.
Причина — в эволюционном развитии.
Для восприятия такой живописи мы используем тот же механизм, что позволял посреди реликтового леса разглядеть хорошо спрятавшегося хищника или добычу.
Эволюционное развитие мозга влияет и на восприятие цвета.
Например, многие знают, что красный цвет вызывает чувство тревоги. Известна история картины «Крик» Эдварда Мунка, которая возникла из приступа паники при виде кроваво-красного заката. Дело в том, что умение распознавать красный цвет для человечества было эволюционным преимуществом. Иногда красный цвет говорил о том, что перед вами — спелые фрукты, но часто красный свидетельствовал о ядовитости растения. Кроме того красный — цвет крови, поэтому тоже с первобытных времен ассоциируется с угрозой.
За распознавание красного цвета в мозгу отвечает определенная зона, тесно связанная с лимбической системой.
Именно последняя формирует эмоции и поведенческие реакции. Панические атаки при виде красного заката или просто дискомфорт, который вызывает картина Мунка — это все ее работа.
Но если за восприятие искусства отвечает такой древний механизм, то почему люди воспринимают сложное абстрактное искусство, появившееся сравнительно недавно?
Этому есть несколько объяснений. Так, еще в 1950-е годы было доказано, что зрительная кора V1 реагирует повышением электрической активности в тех случаях, когда линия рисунка падает на сетчатку под прямым углом.
То есть сильнее всего зрительная кора мозга реагирует на вертикальные линии.
Именно поэтому многим людям нравится знаменитая Композиция с красным, желтым и синим Мондриана.
Также исследования показали, что абстрактное искусство стимулирует, пусть и незначительно, все участки мозги, в то время как разные жанры фигуративной живописи — только отдельные.
Вот почему дети в возрасте до года проявляют мало интереса к детализированным реалистичным иллюстрациям — у них еще не созрели те зоны мозга, которые позволят оценить такие изображения.
Изображения мозга в живописи
Долгое время «главным» органом считалось сердце. Но первое изображение человеческого мозга, по некоторым археологическим данным, было создано еще в 1000 г. до н.э., что говорит о том, что устройство мозга уже тогда вызывало интерес.
Правда, первое относительно правильное изображение анатомии этого органа появилось только в эпоху Ренессанса, в книге Андреаса Везалия De humani corporis fabrica, изданной в 1543 году.
В Средние века практически все душевные болезни считались происками дьявола. Лечили их одинаково — путем проведения трепанации черепа. Считалось, что через проделанное отверстие выйдут все демоны. Частично с этой традицией связано очень известное полотно Иеронима Босха «Удаление камня глупости», написанное до 1521 года. Однако в этом случае показана псевдооперация — на полотне отсутствуют необходимые инструменты, а у врача на голове — перевернутая лейка, символ мошенничества, схожий с колпаком шута. Виселица, которую можно разглядеть за спиной у шарлатана, тоже подчеркивает обманный характер операции. Справа изображена монахиня. Она не читает книгу, но почему-то держит ее на голове, а на саму операцию смотрит без особого интереса. Видимо, уже современники Босха рассматривали мозг не так, как в раннем Средневековье, и операцию по удалению камня глупости или изгнанию демона считали весьма сомнительной.
Уже во второй половине XVI люди пришли к тому же выводу, что и современные ученые — за характер человека отвечает не сердце, а мозг.
К этому времени относится легенда о пекаре из Экло, к которому приходили за тем, чтобы он выпек новую голову — если клиента не устраивали внешность или характер. Этой легенде посвящена картина Яна Ван Вехелена (Jan van Wechelen) «Пекарь из Экло». На ней представлен весь технологический процесс. Голову снимают с плеч, а на ее место ставят капустный кочан — чтобы остановить кровь. Как и в русском языке, кочан — это практически то же самое, что пустая голова. Но на самом деле картина не только показывает процесс, но еще и намекает на то, что лучше сохранять свою голову на плечах — вдруг пекарь плохо пропечет новую? Кстати, картина является самой известной иллюстрацией легенды, а всего существует девять полотен на ту же тематику.
Разумеется, в книге Дика Свааба можно найти гораздо больше интересных фактов и научных объяснений. В ней целая глава посвящена заболеваниям мозга, от которых страдали известные художники. Есть главы, посвященные другим видам искусства. Книга написана достаточно легким и простым языком и понравится даже тем, кто никогда особо не увлекался биологией. Литература non-fiction сегодня в моде: прочтете — будете в тренде.