«Обет Людовика XIII», «Наполеон I на императорском троне» и еще 10 картин Энгра, которые нужно знать
Он учился у Жака-Луи Давида, себя считал гением, вершиной мастерства — исторические картины, а портреты — ремеслом и «халтурой». Он также был известен своей любовью к Востоку, который никогда не посещал, и к обнажённым женщинам, которых чаще всего изображал длинными чувственными линиями. Предлагаем вам поближе познакомиться с нашими любимыми произведениями Жана Огюста Доминика Энгра.
«Мадемуазель Каролин Ривьер», 1806
Портреты Каролин Ривьер и её родителей Филибера и Мари Франсуазы образуют своего рода триптих, который сейчас находится в парижском Лувре. Они были написаны в Париже в 1806 году, незадолго до отъезда Энгра в Рим. Он стремился стать историческим художником, но вынужден был зарабатывать на жизнь написанием портретов, хоть и считал это «низким» занятием.
Эти полотна были представлены на Салоне вместе с «Портретом Наполеона на императорском троне» (о нём ниже). Критики упрекали картину в «готичности», проводя параллель между стилями Энгра и таких «примитивов», как Ян ван Эйк, которого тогда только открывали. Кроме того, Энгр пренебрёг анатомической точностью. Шея Каролины слишком удлинена, а переносица с бровью образуют странный изгиб. В то же время художник мастерски подчеркнул чистоту и непосредственность юности своей модели, которой на тот момент было от 13 до 15 лет. К сожалению, девушка умерла через год после написания портрета.
«Наполеон I на императорском троне», 1806
Хотя Энгр и был «портретистом поневоле», он прославился в том числе и тщательно проработанными образами — такими как «Наполеон I на императорском троне». Автор изобразил своего героя поистине всемогущей личностью в роскошных одеждах или, другими словами, божественным правителем. Эта изысканная картина отличается придирчивым вниманием к деталям, которое характерно для мастеров Северного Возрождения, как уже упомянутый Ян ван Эйк. Даже поза Наполеона напоминает позу Иисуса Вседержителя на Гентском алтаре.
Современники Энгра не приняли этот портрет, а самого художника не интересовала политика. По его словам, ему было совершено безразлично, кто у власти и какая форма правления в стране, главное, чтобы он мог заниматься живописью. Впрочем, он всё же придерживался достаточно консервативных взглядов.
Ну, а портрет «Наполеон I на императорском троне» сейчас находится в Музее армии, который расположен во Дворце инвалидов в Париже.
«"Вы что, не видите, что здесь хочет сесть сам месье Энгр?!» — с такими словами художник Энгр согнал в театре с места молодого человека, которым оказался писатель Анатоль Франс. Покладистым нравом художник не отличался…
…О том, что с будущей женой Энгра познакомила супруга служившего в Риме французского чиновника, известно всем. На самом деле ситуация была более пикантной: Энгр был влюблен в эту женщину, и она, желая его утешить, свела художника со своей кузиной, внешне очень похожей на нее."
«Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона)», 1808
Значительную часть жизни Энгр провёл между Францией, где родился и вырос, и Италией, куда впервые приехал на стажировку в 26 лет. Там он и написал «Купальщицу Вальпинсона», которую отправил в парижскую Академию изящных искусств в качестве отчёта о своём обучении.
Это произведение знаменует отход от художественной традиции по двум причинам. Во-первых, это ню в бытовом жанре (кое-кто вообще называет «Купальщицу» первым полотном, на котором обнаженная натура появилась в рамках бытового жанра). Во-вторых, в работе явно виден налёт экзотики. Мы видим обнажённую женщину со спины, сидящую на постели. Её лицо практически скрыто, заставляя гадать, как же она выглядит и что чувствует, а волосы убраны под косынку.
Широкой публике картина была представлена на Всемирной выставке в 1855 году. Благодарить за это нужно Эдгара Дега — он увидел картину в доме приятеля своего отца, известного коллекционера Эдуарда Вальпинсона, по имени которого нередко называют эту «Купальщицу», и уговорил его выставить полотно. Сейчас работа находится в постоянной экспозиции в парижском Лувре.
«Юпитер и Фетида», 1811
Эта картина, также написанная во время стажировки в Риме в 1811 году, иллюстрирует мифологический сюжет из «Иллиады» Гомера. Нимфа Фетида умоляет могущественного Зевса (Юпитера) помочь её сыну Ахиллесу, который участвует в Троянской войне. Это очень эмоциональный эпизод: всё положение тела просительницы и выражение её лица передают страдание, резко контрастирующее с тёмной, мощной фигурой бога, чей взгляд устремлён вдаль. Кажется, он даже не слышит нимфу.
Энгр отправил эту картину в Париж на Салон, однако знатоки раскритиковали её. Художника упрекали за «недостаточное» благородство Зевса, за неестественно вытянутую левую руку Фетиды, её чересчур запрокинутую голову и шею, которая из-за этого кажется слишком полной.
Сейчас полотно входит в коллекцию Музея Гране в Экс-ан-Провансе.
«Большая одалиска», 1814
Несомненно, это — самая известная обнажённая натура в творчестве Энгра, и сейчас её можно увидеть в Лувре. Она, как и «Купальщица Вальпинсона», представляет прекрасную женщину, лежащую на роскошных тканях спиной к зрителю. В 1819 году работу сняли с Салона по причине «анатомического несоответствия»: рука слишком длинная и слишком гибкая, а в спине явно есть несколько лишних позвонков.
Впрочем, зрителей больше привлекало чувство стиля, совершенная игра света и цвета, изящные линии, виртуозное соединение различных фактур — всё вместе это стало интимным и чувственным произведением искусства. Дополнительный шарм картине придаёт богатый восточный антураж, в который Энгр поместил свою героиню.
«Рафаэль и Форнарина», 1814
Эта композиция — первая из шести версий — отражает концепцию творчества Энгра, который считал произведения Рафаэля вершиной достижений в живописи. Здесь автор представил любовь своего кумира к женщине, известной как «Ла Форнарина» («Маленькая пекарша»). Как пишет биограф Джорджо Вазари, их отношения привели к смерти молодого гения из-за чрезмерных занятий любовью.
Энгр посадил Форнарину на колени Рафаэлю перед только что законченным её знаменитым портретом (Форнарина, 1519 ). Однако Рафаэль видит лишь собственное творение. Третьим образом Форнарины в этой композиции стала «Мадонна в кресле», которую можно рассмотреть на стене позади влюблённых. Внешне она также напоминает пассию Рафаэля.
Изначально Энгр планировал создать серию картин, изображающих эпизоды из жизни художника Возрождения, но закончил лишь две (вторая — «Обручение Рафаэля с племянницей кардинала Биббиены«). Сейчас «Рафаэль и Форнарина» входят в коллекцию музеев Гарварда.
«Обет Людовика XIII», 1824
Религиозные произведения вроде «Обета Людовика XIII» Энгр писал, вдохновляясь работами Рафаэля. Эту картину он выполнил по заказу Министерства внутренних дел Франции для собора Нотр-Дам в Монтобане, где она находится по сей день. Это аллегория объединения церкви и государства: Людовик XIII, стоя на коленях, посвящает своё королевство Деве Марии и младенцу Иисусу, которые взирают на него с небес.
На завершение этого масштабного полотна Энгр, который тогда жил во Флоренции, потратил четыре года. В октябре 1824-го он поехал с картиной в Париж, где имел грандиозный успех на Салоне. Тогда за ним закрепилась репутация главного представителя классицизма (в противовес романтизму, который представлял на той же выставке Делакруа с «Резнёй на Хиосе«). Энгр прославился по всей Франции. В январе 1825 года король Карл X наградил его орденом Почётного легиона, а в июне того же года художник был избран в Академию.
«Мадонна перед чашей с причастием», 1841
Хотя между «Обетом Людовика XIII» и «Мадонной перед чашей» прошло 17 лет, в этих картинах заметно сходство. Бросаются в глаза, во-первых, практически идентичные позы Девы Марии, а во-вторых — мощное влияние Рафаэля и художников Ренессанса.
Картина была написана в Риме по заказу наследника российского престола — будущего императора Александра II. Он пожелал, чтобы слева за спиной Мадонны был изображён святой Николай, покровитель его отца, а справа — его собственный патрон, святой Александр Невский. Однако в России шедевр приняли сдержано. Возможно, дело было в его откровенно «католической» традиции картины, а может — в холодной отстранённости Марии.
Сейчас это полотно — одно из двух произведений Энгра, хранящихся в российских коллекциях. Оно находится в московском музее имени Пушкина. Второе — «Портрет графа Гурьева» — выставлено в Эрмитаже
«Портрет герцогини де Брольи», 1853
Портрет Полин де Брольи стал последним заказом Энгра. Он написал этот шедевр ближе к концу своей жизни, когда его репутация портретиста уже давно утвердилась среди видных горожан и аристократов-орлеанистов. Художник запечатлел застенчивую сдержанность своей героини, одновременно подчеркнув качество её многочисленных прекрасных атрибутов: богатого голубого атласного бального платья с кружевами, расшитой золотом шали, кресла, обитого дамасским шёлком, и драгоценных украшений тонкой работы.
Полотно заказал муж натурщицы Альбер де Брольи через несколько лет после заключения брака. К несчастью, вскоре после завершения изысканной картины Полин заболела туберкулёзом и умерла, оставив пятерых сыновей и скорбящего мужа. При жизни Альбера, который впоследствии дважды возглавлял французский кабинет министров, портрет висел на стене семейной резиденции задрапированный тканью. Работа оставалась в семье де Брольи до середины ХХ века, когда её купил банкир и коллекционер Роберт Леман. Сегодня она находится в постоянной экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
«Мадам Муатесье», 1856
Хотя эта работа была завершена после создания вышеупомянутого портрета, она была заказана раньше — в 1844 году, на вторую годовщину свадьбы Мари Клотильд-Инес де Фуко и богатого предпринимателя Сигизберта Муатесье. Поначалу Энгр не хотел браться за картину, но изменил мнение, встретив 23-летнюю мадам Муатесье и найдя её очень красивой. Хорошо, что он передумал, ведь этот портрет считают лучшим в его творчестве.
На его создание у художника ушло 12 лет, и за это время картина претерпела несколько серьёзных трансформаций. Изначально в неё предполагалось включить дочь заказчиков, но Энгра раздражала неусидчивость маленькой натурщицы. Кроме того, было выбрано другое платье, отражающее модные тенденции.
Мадам Муасье в своём лучшем наряде и украшениях величественно смотрит на зрителя. Она олицетворяет экстравагантную роскошь и стиль времён Второй империи, а её поза повторяет позу богини Аркадии на древней настенной росписи из Геркуланума. Позади натурщицы установлено зеркало, в котором отражается её профиль. Как всегда невероятная детализация придаёт изображению фотореалистичность. Сейчас его можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне.
«Источник», 1856
Эту работу Энгр начал во Флоренции примерно в 1820 году, а завершил 36 лет спустя, когда ему было уже далеко за 70. Как истинный неоклассик, он вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Поза героини «Источника» идентична позе модели на его же картине «Венера Анадиомена». Сосуд с водой и фон на полотне написали двое учеников мастера, а подпись самого Энгра можно увидеть на камне в нижнем левом углу.
Несомненно, это одна из самых известных его работ. Искусствоведы того времени восхищались стремлением художника создать фигуру идеальной красоты. Теофиль Готье писал: «Никогда ещё целомудренная нагота не являлась зрителю такой мягкой, такой юной, такой проникнутой светом, такой полной жизни. Здесь идеал пришёл через иллюзию». В доме своего первого владельца, графа Дюшателя, картину «обрамляли большие растения и водные цветы, так что нимфа весны ещё больше походила на реального человека».
Сейчас «Источник» является одной из жемчужин Музея Орсе в Париже.
«Турецкие бани», 1862
Эта полная эротизма, чувственности и жара обнажённых тел картина завершает жанр ню в творчестве Энгра. Здесь 80-летний мастер цитирует сам себя: центральная фигура взята с «Купальщицы Вальпинсона», девушка с закинутым за голову руками отсылает к «Одалиске и рабыне», а танцующая фигура слева напоминает об «Источнике» и «Венере Анадиомене» в зеркальном отражении.
«Турецкие бани» — это вуайеристская сцена во всех смыслах. Любуясь этой композицией в форме круга, зритель может представить, что подглядывает глазок за женщинами, которые расслабленно занимаются своими делами, не подозревая, что за ними наблюдают. Впервые на публику эта работа была выставлена лишь в 1905 году на ретроспективе Энгра. С 1911 года она входит в коллекцию парижского Лувра.