1. Шанхайский астрономический музей (Китай)
Шанхайский астрономический музей открыл свои двери совсем недавно - летом прошлого года. Однако сразу же стал рекордсменом: на сегодняшний день он считается крупнейшим на планете среди аналогичных сооружений. Размеры комплекса действительно поражают, его площадь составляет 39 тысяч квадратных метров. Разработчиком проекта стало архитектурное бюро Ennead Architects. Однако больше масштабов сооружения впечатляет его внешний вид - оно не имеет ни одной прямой линии или углов.
Дизайнер Томас Дж. Вонг, один из авторов концепта, так объяснил задумку: «Мы хотели передать через архитектуру здания некоторые фундаментальные законы астрофизики. Она должна была отражать геометрию Вселенной». Общая идея состоит в отображении во внешнем виде сооружения идеи о постоянном движении вселенной. Планетарий является центральным помещением здания и имеет сферическую форму, конструкция которой создаёт иллюзию парения её в воздухе. А в центре сферы расположено специальное окно под названием Oculus, выполняющее функцию огромных солнечных часов.
2. Музей современного искусства (Кейптаун, ЮАР)
Талант архитекторов способен не только создать уникальное сооружение с нуля, но и превратить ранее рядовое, серое здание в настоящий шедевр. Именно такая история была у Музея современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне. А все потому, что первоначально здание, в котором он сейчас находится, являлось бывшым хранилищем силоса — кормов для домашнего скота. Сооружение было построено ещё в двадцатых годах прошлого столетия, и первоначально представляло собой сочетание гигантских цилиндрических хранилищ, в которых и хранилось зерно.
Когда же по прямому назначению здание перестали использовать, то решили отдать под Музей современного искусства. Само собой, что команда архитекторов во главе с британским дизайнером Томасом Хизервиком взялась не просто за оформление, но и за перестройку самого здания. При этом их желанием было сохранение его первоначального вида. Поэтому они прибегли к необычному приёму: они буквально вырезали в цилиндрических блоках большие отверстия разной формы и размера, что сделало вид поначалу непримечательного здания совершенно удивительным, и пространство после таких трансформаций стало смотреться по-другому.
3. Кампус международного Фонда Luma (Арль, Франция)
При первом взгляде на это сооружение может вообще показаться, что оно - не настоящее, а нарисованное. Однако в реальности оно действительно уже воплощено в жизнь. А ведь в этом здании действительно творится искусство: творческий кампус международного Фонда Luma, расположенный во французском городе Арль, был построен специально для объединения художников и новаторов будущего, которые в сотрудничестве с архитекторами, учеными, а также своей аудиторией могут экспериментировать в создании и презентации новых проектов.
Автором столь необыкновенного кампуса стал канадский архитектор Фрэнк Гери. Именно он разработал уникальный внешний вид башни, площадь которой составляет 15 тысяч квадратных метров. Свой нестандартный дизайн она получила благодаря отделке 11 тысячами панелей из нержавеющей стали. К слову, в период проектирования строения, архитектор имел источник вдохновения - как бы неожиданно это не звучала, но им оказался знаменитый живописный шедевр «Звездная ночь» авторства легендарного Ван Гога.
4. Музей дизайна V&A DUNDEE (Шотландия)
Долгие годы в Шотландии не было своего собственного музея дизайна, однако, когда его всё-таки решили построить, то никому не хотелось видеть даже здание для него каким-то традиционным. Справиться с поставленной задачей удалось японскому архитектору Кэнго Куму, который уже прославился на весь мир, в частности, своим проектом Олимпийского стадиона в Токио.
Музей был открыт чуть больше трёх лет назад - 15 сентября 2018 года. На церемонии присутствовали герцог и герцогиня Кембриджские. Заведение является филиалом лондонского Музея Виктории и Альберта, а иногда его и вовсе называют побратимом последнего. Примечательно, что материалами для здание выступили стекло и бетонные плиты, а вот вдохновлялся архитектор природой - пейзажами скал, расположенных на восточном побережье Шотландии.
5. Музей будущего (Дубай, ОАЭ)
О том, что Дубай давно является центром современной архитектуры, спорить не приходится. Но обычно город ассоциируется с его высочайшими небоскребами. Впрочем, теперь их разбавил уникальный по виду «Музей будущего» высотой в семь этажей, или 77 метров, и площадью в 30 тысяч квадратных метров. Здание выполнено по последнему слову техники, как снаружи, так и внутри: фасад полтора года собирали из 1024 пластин, причём каждую устанавливали отдельно, а интерьер имеет современный вид за счёт дизайна, а также использования соответствующих технологий - например, капсульных лифтов.
Но главный интерес, не считая экспозиций, представляет именно фасад здания. Его украсили арабской каллиграфией, которую выполнил эмиратский художник Маттаром бен Лахеджем. Но это не просто набор слов: на сооружение поместили цитаты шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума, вице-президента, премьер-министра ОАЭ и правителя Дубая. Например, там можно найти такое высказывание: «Будущее принадлежит тем, кто может его вообразить, спроектировать и построить. Будущее не ждет, его можно воплотить в жизнь уже сегодня». Несмотря на то, что сооружение ещё заканчивали в прошлом году, оно уже успело занять место в рейтинге самый красивых музейных зданий планеты.
6. Национальный музей афроамериканской истории и культуры (Вашингтон, США)
На первый взгляд, может показаться, что трёхъярусное здание Национального музея афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне не является таким уж нестандартным. Однако, если углубиться в символику его дизайна, то становится понятно, что это не так. На самом деле форма сооружения напоминает традиционную африканскую корону, а стены отделаны не просто рельефной бронзовой решеткой - она украшена орнаментальными узорами, отсылающими к афроамериканскому ремесленничеству.
Согласно заявлениям архитекторов, для того, чтобы не просто скопировать африканский орнамент, а именно афроамериканский, они взялись за изучение археологических находок из американских городов - Чарльстон, Саванна и Новый Орлеан, которые, предположительно, были созданы порабощенными африканцами. Музей был открыт пять лет назад, а на церемонии присутствовал 44 Президент США Барак Обама, который выступил с речью. Экспозиция рассказывает об истории афроамериканцев в США - от эпохи рабства до сегодняшних дней.
7. Музей современного искусства Гуггенхайма (Бильбао, Испания)
Творческое наследие архитектора Фрэнка Гери всегда отличалось броским дизайном его зданий в стиле деконструктивизма. Среди его известных работ можно вспомнить, в частности, знаменитый пражский «танцующий дом». Но именно музей современного искусства Гуггенхайма в испанском Бильбао считается жемчужиной его работ. Причём первоначально перед Гери была поставлена задача по простой реконструкции пришедшего в негодность дома культуры и переделку его под музей.
Да только архитектор не удовлетворился такой задумкой, а потому реализовал совершенно уникальную идею. Мало того, что он взял необычные строительные материалы: титан, стекло и даже песчаник, так ещё и придал зданию такую форму, что многие до сих пор спорят, на что оно похоже - на птицу, самолёт, распускающуюся розу или и вовсе артишок. А сам архитектор вдохновлялся идеей футуристического корабля. Сооружение, открытое в 1997 году, оказалось настолько впечатляющим, что практически сразу получило от архитектора Филиппа Джонсона звание «величайшего здания нашего времени».
8. Культурный центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан)
Культурный центр Гейдара Алиева находится на одноименном проспекте в столице Азербайджана. Автором этого необыкновенного комплексного сооружения стала легендарная Заха Хадид. Она же получила за него в 2014 году премию «Дизайн года», учрежденную Музеем дизайна в Лондоне, став первой женщиной, которая её удостоилась. Один из экспертов комиссии премии так отозвался о сооружении: «Это упоительно красивое здание блестящего архитектора на пике карьеры. Оно так же невинно и сексуально, как приподнятая ветром юбка Мэрилин Монро».
Внутри культурного центра нашлось место не только под музей, но и для конгресс-центра, выставочных помещений, а также административных офисов. Особый шарм сооружении придаёт кипельно-белый цвет фасада и практически полное отсутствие прямых линий, которые заменены волнообразными формами. Таким образом, архитектор решила не только продемонстрировать постмодернистский стиль архитектуры, но и отобразить бесконечность течения времени.