Александр Кабанель: французский художник, обожаемый богатой парижской публикой
662
просмотров
Александр Кабанель — обожаемый властями мастер академической живописи и великий учитель молодых художников. Как он добился успеха и кто был его самым влиятельным покровителем.

Александр Кабанель (Alexandre Cabanel; 28 сентября 1823 — 23 января 1889) — выдающийся французский художник второй половины XIX века, яркий представитель академизма, мастер портретного, исторического и религиозного жанров. Биография Александра Кабанеля представляет собой великолепный образец прижизненного признания публикой, властями и критиками заслуг талантливого живописца. Его картины насыщены изысканным эротизмом и изяществом, а творчество мастера воплотило в себе лучшие каноны классической живописи.

Александр Кабанель. Фотопортрет художника, 1865

Александр Кабанель, наряду с Вильямом Бугро (William Bouguereau) и Полем Бодри (Paul Baudry) по праву признан одним из самых почитаемых живописцев Франции времен Второй империи. Он также на протяжении многих лет преподавал обнаженную натуру в Парижской школе изящных искусств и воспитал более сотни учеников.

Александр Кабанель. Картина «Осмеяние Христа», 1845

Биография Александра Кабанеля

Александр Кабанель появился на свет в городе Монпелье на юге Франции 28 сентября 1823 года в семье плотника. С юных лет мальчик увлекся рисованием и в тринадцатилетнем возрасте был принят на обучение в местную школу изящных искусств, где его учителем стал портретист Шарль Мате (Charles Matet). Через 4 года Александр получил право на получение стипендии и сразу же отправился в Париж.

Александр Кабанель. Картина «Падший ангел», 1847

В столице будущий мастер живописи без проблем поступил в Высшую школу изящных искусств на курс мастера исторического жанра Франсуа Эдуара Пико (François-Édouard Picot). Трижды (в 1843, 1844 и 1845 годах) Александр Кабанель участвовал в конкурсе на присуждение Большой премии, но только с третьей попытки смог добиться успеха. Лауреатом премии жюри назвало его картину «Осмеяние Христа», после чего художник уехал в Италию, чтобы продолжить обучение во Французской академии в Риме.

Александр Кабанель. Картина «Римский монах», 1848

В итальянской столице Кабанель прожил последующие 5 лет, оттачивая собственное мастерство и изучая творчество великих мэтров живописи прошлого. За это время он создал около 20 картин религиозного и портретного жанров и выработал собственную манеру письма.

Александр Кабанель. Картина «Смерть Моисея», 1851

Вернувшись в Париж, в 1852 году Александр Кабанель впервые принял участие в Салоне, где его картина «Смерть Моисея» была восторженно принята и критиками, и публикой. За это произведение художник получил заслуженную медаль, которая стала первой из числа многочисленных наград в биографии мастера.

Александр Кабанель. Картина «Портрет мадемуазель Луизы Маре», 1851

В это время во Франции началась эпоха Второй империи, на престол взошел Луи Наполеон Бонапарт, ставший на долгие годы покровителем молодого живописца. Император часто покупал картины Кабанеля, в том числе, он приобрел самую известную работу мастера «Рождение Венеры» в 1863 году.

Александр Кабанель. Картина «Рождение Венеры», 1863

С начала 1850-х годов и до самой смерти Александр Кабанель купался в лучах славы. Он стал кавалером, офицером, а позже и командором Ордена Почетного легиона, членом Академии изящных искусств, на протяжении 20 лет был членом жюри Парижских салонов. Кроме того, заслуги Кабанеля были отмечены наградами Бельгии и Баварии, а за портрет императора в 1865 году художник был награжден Почетной Салонной медалью.

Александр Кабанель. Картина «Портрет императора Наполеона III», 1865

Европейские и американские знаменитости охотно заказывали Александру Кабанелю написание своих портретов, а в ходе реставрации знаменитого Пантеона в Париже художнику поручили создание росписей части внутреннего убранства знаменитого архитектурно-исторического памятника. Успешно сложилась и преподавательская деятельность мэтра живописи, которой он регулярно уделял один или два дня в неделю. Среди выпускников его мастерской есть немало известных личностей, в том числе:

  • англичанин Соломон Джозеф Соломон (Solomon Joseph Solomon);
  • португалец Жозе́ Жýлиу де Со́уза Пи́нту (José Júlio de Souza Pinto);
  • каталонец Этьен Террюс (Étienne Terrus) и более сотни других живописцев разных стилей и жанров.
Александр Кабанель. Картина «Победоносная Венера», 1875

В течение многих лет Кабанель оставался яростным сторонником академической живописи. Он горячо отстаивал свои взгляды в спорах с приверженцами реализма и импрессионизма, негативно высказывался по поводу любых новаторских начинаний в изобразительном искусстве. Падение Второй империи и установление Третьей республики во Франции в 1870 году никак не отразилось на жизни художника. Он, как и прежде, имел огромный авторитет в обществе и был завален заказами до конца жизни.

Александр Кабанель. Картина «Федра», 1880

Находясь в зените славы и будучи весьма состоятельным человеком, Александр Кабанель умер 23 января 1889 года в Париже в возрасте 65 лет. После пышной церемонии прощания тело мастера перевезли на его родину — в Монпелье, где и предали земле. Спустя 3 года на могиле живописца был установлен памятник работы архитектора Жана Камиля Формиже (Jean Camille Formigé), а также скульпторов Поля Дюбуа (Paul Dubois) и Антонина Мерсье (Antonin Mercié).

Александр Кабанель. Картина «Офелия», 1883

Самые известные картины Александра Кабанеля

Великий французский художник оставил потомкам множество прекрасных работ, большинство из которых сегодня находятся в лучших музеях мира. Но среди богатого творческого наследия особо выделяются самые известные картины Александра Кабанеля:

  • «Осмеяние Христа» (1845) — произведение, отмеченное Римской премией Парижской школы изящных искусств. Написание этой работы позволило Кабанелю отправиться в Италию для продолжения учебы и знакомства с творчеством лучших живописцев прошлых эпох.
  • «Смерть Моисея» (1851) — картина, благодаря которой широкая публика смогла впервые по достоинству оценить мастерство художника. Работа принесла Кабанелю не только залуженную награду, но и всеобщее признание парижан.
  • «Рождение Венеры» (1863) — самое знаменитое произведение живописца, которое стало главной сенсацией Салона 1863 года. Древнегреческую богиню художник изобразил в образе прелестной обнаженной женщины с белоснежной кожей и соблазнительными формами.
  • «Клеопатра испытывает яд на узниках» (1887) — одна из последних работ автора, в которой перед зрителем предстает образ безжалостной, но безумно привлекательной египетской царицы.
Александр Кабанель. Картина «Клеопатра испытывает яд на узниках», 1887

Александр Кабанель оставил заметный след в европейском изобразительном искусстве XIX века. А его многочисленные работы и сегодня впечатляют зрителя тщательной проработкой деталей и красотой персонажей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится