Они украшают книжные иллюстрации, их печатают на открытках, да и китайская живопись как таковая нередко ассоциируется именно с тем легким, точным, лиричным стилем, который создал Ци Байши, сочетая традиционные подходы с собственными экспериментами. Кажется, пионы и белых обезьян писал мастер древности – а ведь наш герой творил в XX веке.
Мальчик из крестьянской семьи становится художником
Ци Байши родился в 1864 году. Он рос в небогатой крестьянской семье в нелегкие для его страны годы – сочетание, мало способствующее творческой карьере. К тому же он не отличался крепким здоровьем. Однако, в противовес слабому телу, обладал цепким глазом, острым умом и удивительным упорством. К тому же дед Ци Байши занимался живописью и каллиграфией, что, конечно, вызывало у мальчика неподдельный интерес – а дед весьма активно принимал участие в его воспитании.
В юности обучался плотницкому делу, однако довольно скоро обнаружил в себе талант краснодеревщика. Но любовь к живописи не оставляла его. Ци Байши не получил последовательного художественного образования, ему доводилось учиться у мастеров живописи и каллиграфии (по крайней мере, с 1889 года), но – эпизодически, хотя всю жизнь он отдавал им должное и испытывал к ним глубочайшее уважение. Все они убеждали его искать собственный путь в живописи, не гнаться за сиюминутной славой и следовать своему сердцу.
Образцом для подражания Ци Байши выбрал художника по имени Сюй Вэй, жившего за триста лет до него, классического старого мастера. Он мечтал отправиться в прошлое и размешивать для него краски. Но, без сомнения, главными его учителями стали трактаты по традиционной китайской живописи, особенно - энциклопедия XVIII века, известная как «Руководство по живописи горчичного сада». Именно эта книга сделала Ци Байши художником, то есть – научила быть внимательным к явлениям окружающего мира.
Ци Байши говорил впоследствии, что беседа должна быть понятной, а живопись – отражать действительность. Но и буквальное копирование реальности – не задача художника. Однако он хотел знать о мире вокруг больше. А потому, оставив работу краснодеревщика, отправился в путешествие.
Путешествие Ци Байши
Оставив дом, художник отправился поехал в Сиань преподавать живопись – по приглашению, и отсутствие профессионального образования не помешало. Известно, что в горах Сианя он провел немало времени с монахами-отшельниками. Большой поклонник традиционного жанра «цветы и птицы», он начал практиковать путь «грубой кисти» - так называемую живопись се-и. Взмах кисти, капля краски, порыв вдохновения, легкое движение руки – и вот уже на бумаге появляется бабочка или пион… Затем Ци Байши посетил Пекин, Шанхай, Лушань (где подружился с местными поэтами), Наньчан… И в конце концов все же обосновался в Пекине, где посвятил все силы искусству. А слава его тем временем росла.
Два мастера
В 1928 году в Пекин приехал другой художник, балансировавший между традиционной живописью и смелыми реформами – Сюй Бэйхун. Он возглавил институт искусств при Пекинском университете и начал активную борьбу за прогрессивные изменения в китайском художественном образовании. Эта борьба продлилась целых три месяца – больше Сюй Бэйхун просто не выдержал. Консерватизм пекинских художников оказался слишком велик. Но он неоднократно приглашал Ци Байши на пост профессора. Они тепло подружились. После отъезда друга Ци Байши написал два стихотворения, посвященные их разлуке и надежде на новую встречу. Он вообще был глубоко увлечен поэзией, состоял в поэтических объединениях и оставил потомкам немало прекрасных стихотворений, большинство из которых, к сожалению, не переводились на русский язык.
В тридцатые годы Сюй Бэйхун организовал потрясающую выставку молодых художников, которая экспонировалась в СССР и странах Европы, куда вошли и работы Ци Байши. В годы войны все деньги, полученные от посетителей выставки, передавались на благотворительные нужды для китайского народа. Убеждения же самого Ци Байши, хорошо знакомого с жизненными тяготами простых людей, всегда были глубоко гуманистическими и пацифистскими.
После Второй мировой войны Ци Байши продолжил заниматься преподавательской деятельностью. В 1953 году Всемирная ассамблея сторонников мира получила масштабную работу «Гимн миру», созданную при участии художника. А спустя три года он и сам получил премию Мира.
Наследие «Великого художника китайского народа»
Ци Байши был невероятно популярен при жизни. Его ценили соотечественники, его уважали ученики, он занимал крупные посты и получал награды. О нем знали и в других странах, многие в СССР интересовались его творчеством. Он творил до последних дней своей долгой жизни и оставил после себя несколько тысяч произведений – рисунков в технике гохуа, расписных вееров, резных печатей, философских размышлений, стихотворений и книг о живописи.
Сегодня же Ци Байши – один из самых дорогих художников в мире и составляет конкуренцию, например, Энди Уорхолу.
А что же креветки?
В зрелые годы Ци Байши с горечью писал: «Мне уже семьдесят восемь лет, а все говорят, что я умею только рисовать креветок…». И действительно, креветки стали его визитной карточкой. Он годами искал ту самую манеру изображения, которая бы устраивала его – достаточно точную, достаточно лаконичную, достаточно живую. Он фиксировал этапы развития «стиля креветок». Ему было почти девяносто, когда он наконец-то нашел идеальный способ изображения этих маленьких созданий. Но почему именно креветки? Для художника они стали символом детства. Когда он был маленьким, часто наблюдал за их тихой жизнью, глядя в прозрачные воды пруда. Символом детства и – упорства. «Креветки носят меч на спине, - говорил он. – Мои попытки писать рыб и креветок были похожи на заточку меча».
Китай и сегодня удивляет мир своими талантами - кто-то из современных художников привозит в Европу стальных змеев, кто-то строит огромные инсталляции из табуретов, а кто-то просто рисует котиков, зато - гениально.