Все началось с огорода возле дома
Майкл Мишо – ботаник от дизайна бижутерии. Его фиалки и ландыши предельно реалистичны, ведь прежде, чем взяться за новую работу, он детально изучает «первоисточник» - живое растение в природной среде. Его любовь к полевым и садовым цветам, разумеется, родом из детства. В своих интервью он рассказывает, что его родители были безумно увлечены садоводством. Отец держал огромный огород, мать занималась цветником… Родители стали для него примером дважды, научив с особым трепетом относиться к природе и полностью отдаваться любимому делу. Каждую свободную минуту в детстве он проводил на свежем воздухе, в садах и оранжереях, собирал спелые груши и вишни, увлеченно играл в лесу позади дома... Вместе с родителями, большими поклонниками кемпинга и рыбалки, путешествовал по родной стране, любовался пейзажами – дальше от городов, прочь от шума, копоти, рева автомобилей.
И когда пришло время выбрать профессию, юный Майкл понял сразу – только дизайн. Ему всегда нравилось создавать что-то руками, но еще больше – придумывать и фантазировать. В 1973 году он прошел обучение в качестве резчика литейных форм, в дальнейшем же стал мастером по литью из драгоценных металлов и достиг в этом вполне достойного уровня. Мишо окончил технологический институт в Рочестере, а затем откликнулся на зов Нью-Йорка – сотрудничал с ведущими американскими ювелирными брендами. Однако довольно скоро ощутил, что устал играть по чужим правилам. В девяностые, несмотря на царивший в моде геометризм и актуальную агрессивность форм, стал одним из немногих ювелиров «ботанического» направления.
Вопреки тренду на броское, яркое и блестящее, он предложил своим клиенткам изящные маки и легкие цветы апельсинового дерева, нежные бутоны, спелые ягоды и лепестки, столь детально и убедительно выполненные, что кажется – они дрожат на ветру… За все годы творческой деятельности он, создавая украшения вручную, ни разу не повторился. Всем его украшениям свойственна индивидуальность – как и живым цветам. Как и женщинам, для которых они предназначены.
А цветы рождаются в гипсе
Майкл Мишо использует редкую и почти забытую технологию изготовления своих очаровательных цветов, аналогичную выплавке по восковым моделям. Моделями для гипсовых форм вместо восковых макетов служат настоящие растения, собственноручно собранные мастером. Потому все его изделия так потрясающе достоверны, потому же и одно не похоже на другое. Разумеется, после отливки изделий высокое мастерство, точный глаз и верная рука ювелира придают их форме совершенства, легкости и изящества.
В качестве материалов он использует бронзу, серебро, поделочные камни (аметист, жадеит, гранат), кораллы и натуральный жемчуг, чаще всего пресноводный. Естественный, совершенно живой оттенок бронзовые стебли, листья и стручки приобретают благодаря сложной технике патинирования.
Своими вдохновителями Мишо называет Рене Лалика и Луиса Комфорта Тиффани – с ними его роднит и верность своей месте, и стремление к экспериментам.
Вдали от обезумевшей толпы
Мишо работает в своей мастерской на Лонг-Айленде в окружении семьи. У них с супругой трое детей. Сын Майкла также принимает участие в семейном предприятии, занимаясь изделиями из стекла – например, вместе с отцом разработал одну из самых узнаваемых брошей в форме натуралистично выполненного мака. Кроме того, Мишо и его семья выпускают полезные товары для садоводов. А недавно под брендом Мишо появились и великолепно выполненные ботанические иллюстрации. Их создала Изабель Мишка, австрийская художница-акварелистка с дипломом ботанической иллюстрации Королевского ботанического сада Эдинбурга, запечатлевшая самые знаменитые украшения бренда - малину, апельсин, гортензию и розу.
Признание и социальная миссия
Как и многие ювелиры высокого уровня, Мишо не только любим клиентками, но и почитаем кураторами галерей. Его работы хранятся в крупнейших музеях дизайна и современного искусства - в Национальной Галерее Искусства в Вашингтоне, в Музее Виктории и Альберта и в Национальной галерее в Лондоне. Однако Мишо – не «музейный» ювелир. В первую очередь он стремится создавать украшения, которые удобно и приятно носить. Его вдохновляют современные женщины, свободные, активные, знающие, что им нужно. Бижутерия Мишо претендует на универсальность – ее можно носить и с вещами в стиле кэжуал, и с офисным костюмом, и с вечерним платьем, а значит, поклонницы его таланта могут не расставаться с любимыми брошами и серьгами.
Иногда он создает украшения и в коллаборации с различными музеями. Например, для музея Ван Гога в Амстердаме он разработал коллекцию «Ирисы», вдохновленную шедевром художника «Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне». Но особенно гордится Мишо коллекцией украшений в виде (и, помня о процессе – на основе) цветков груши. Вдохновила его не простая груша, а «дерево выживших» в мемориале 11 сентября в Нью-Йорке. Это дерево посадили в комплексе Всемирного торгового центра еще в семидесятых. После трагедии, разбирая завалы, спасатели обнаружили обугленное растение, которое… было еще живым. Дерево долго и бережно лечили – и благодаря заботе и любви оно вновь цветет, став настоящим древом жизни. Коллекция так и называется - Survivor Tree.
Еще одна интересная деталь о бренде Майкла Мишо – появление его украшений в известных фильмах. Серьги Michael Michaud «снимались» в фильме «Маленькие женщины» Греты Гервиг.
Природа, несомненно, всегда вдохновляла художников, дизайнеров и ювелиров, но каждый распоряжался этим вдохновением по-своему. Например, современного ювелира-авангардиста Филиппа Сажета вдохновил снег на крышах родного города - но его украшения похожи скорее на контемпорари-скульптуры, чем на воздушные снежинки...