Многие из представленных ниже черно-белых фильмов стали классикой жанра, в то время как другие имели гораздо меньшую популярность. Но все они достойны вашего внимания! Кажется, мы нашли, что обязательно стоит посмотреть поклонникам жанра.
«Кабинет доктора Калигари» (1920)
«Кабинет доктора Калигари» - один из самых ранних фильмов ужасов, который положил начало немецкому киноэкспрессионизму. Немое кино, показывающее абстрактные места, острые углы, диагональные лестницы и жестокие ландшафты. Высокая контрастность черно-белых оттенков и музыкальное сопровождение позволяют добиться ужасающего эффекта.
Сюжет расскажет о паре влюбленных и их друге, которые стали жертвами жестокого эксперимента некого доктора Калигари. Кто на самом деле скрывается под его маской? Душевнобольной пациент психиатрической клиники или кто-то другой? Ответ удастся получить в самом конце фильма.
«Носферату: Симфония ужаса» (1922)
Фильм «Носферату: Симфония ужаса» снимался по мотивам книги Брэма Стокера «Дракула». Но так как киностудии Prana Film не удалось получить права на экранизацию романа, кинорежиссеру Фридриху Мурнау пришлось изменить имена главных героев и немного переписать сюжет.
Тем не менее после выхода фильма на экраны вдова Брэма подала иск в суд за нарушение авторских прав. Ей удалось выиграть дело, поэтому вышло постановление уничтожить все копии «Носферату». Правда, к тому времени ужастик уже успел разойтись по всему миру, и единичные копии пленки все-таки сохранились. Одна из них находится у известного коллекционера Ганса Геутенбурга.
Сюжет фильма расскажет о вампире, который нападал на моряков и выпивал их кровь. Главная героиня Элен решается рискнуть собственной жизнью, чтобы спасти остальных. Она заманивает вампира к себе и разрешает пить собственную кровь. Женщина хочет удержать его до самого рассвета, чтобы тот не успел спрятаться в своем подвале и сгорел под лучами восходящего солнца.
«Человек, который смеется» (1928)
Режиссер фильма Пауль Лени создавал «Человека, который смеется» в качестве романтической драмы. Но во время его просмотра становится понятным, что это настоящий хоррор! Страшный облик главного героя, мрак, который его окружает, и происходящие события вызывают у зрителей глубокое чувство ужаса.
Универсальные классические монстры (1931-1954)
Кто из персонажей первым приходит на ум после упоминания легендарных Universal Monster Movies? Франкенштейн, Дракула, человек-волк, Мумия, человек-невидимка, невеста Франкенштейна. Все они стали первыми «кирпичиками» в формировании современного жанра фильмов ужасов.
Каждое из этих существ показывало что-то свое: ксенофобию, сексуальность, вызов богу, сомнения в собственной уникальности, страх перед неизвестным и присущее человечеству насилие. И ужас в фильмах Universal Monster Movies вызывали не брызги крови, как это делается во многих современных триллерах. Тогда все достигалось с помощью потрясающих кинематографических приемов, которые стоит хотя бы раз увидеть собственными глазами.
«Уродцы» (1932)
Фильм был запрещен к показу в Великобритании до 1950-х. Его главная цель – показать зрителям, что те, кто выглядит иначе, чем они, тоже имеют чувства.
Сюжет фильма развивается в цирковой труппе, где вместе с обычными артистами выступают люди с отклонениями («уродцы»). Красотка-гимнастка с именем Клеопатра уже давно знает, что лилипут Ганс испытывает к ней нежные чувства. Когда открывается правда о том, что он получает в наследство крупное состояние, девушка решает во что бы то ни стало выйти за него замуж и стать богатой. Из-за ее коварства Ганс расстался со своей невестой Фридой. После свадьбы Клеопатра приступает к дальнейшим действиям и подсыпает новоиспеченному мужу медленно действующий яд. Но есть одна проблема: «уродцы» уже успели раскусить ее замысел и придумали план мести за друга.
«Убийцы в зоопарке» (1933)
Это один их первых фильмов ужасов, в которых снимаются не только люди, но и животные. В «Убийцах в зоопарке» много душераздирающих сцен, актуальных и в наше время. Сюжет показывает плачевное состояние зверинцев в 1930 годах. Животные вынуждены сидеть в железных клетках и плакать от желания поесть.
Сюжет разворачивается вокруг ревнивца Эрика Гормана. Он занимается ловлей диких животных и однажды понимает, что их можно использовать в качестве орудия для «совершенного убийства».
Фильм стоит посмотреть хотя бы из-за того, что в съемках принимали участие настоящие животные. Кроме этого, здесь есть несколько жестоких (особенно с учетом времени, когда он снимался) сцен. Чего стоит только зашитый с помощью обычной иголки и нитки рот любовника жены главного героя.
«Седьмая жертва» (1943)
Фильм был создан продюсером Вэлом Льютоном. Это одна из первых картин, в которых женщины показаны совершенно не такими, какими их привыкли видеть ранее. Они волевые и необычайно смелые по сравнению со всеми остальными героями сюжета. Здесь поднимается несколько необычных тем, таких как сатанизм и лесбиянство. В современном мире люди уже привыкли к подобному. А какую реакцию зрителя могла вызвать премьера «Седьмой жертвы» в год ее выпуска?
Главной героиней фильма является молодая девушка Мэри Гибсон, которая приезжает в Нью-Йорк в поисках своей исчезнувшей сестры Жаклин. Здесь она сталкивается с группой людей, которая поклоняется дьяволу.
Сюжет вращается вокруг многих персонажей. Здесь есть место любви, ненависти, страху, расследованиям. Все настолько умело снято, что фильм смотрится на одном дыхании, а зритель с нетерпением ждет, чем же закончится эта история.
«Незваные» (1944)
Несмотря на то что это один из первых фильмов о привидениях, в год выпуска он остался недооцененным американской публикой. В его основу был положен сюжет романа Дороти Мэкардл «Тайна "Утеса"».
История рассказывает о брате и сестре, которые купили себе новый дом. Но вскоре оказалось, что в нем живут привидения. Кстати, до этого такие паранормальные существа никогда не использовались в фильмах ужасов. Если они и фигурировали в кино, то только в комедиях, либо в результате оказывались чьей-то шуткой. Льюис Аллен стал одним из первых, кто показал, что привидений можно бояться.
Еще одна важная причина, по которой обязательно нужно уделить внимание «Незванным», - в то время компьютерная графика не была столь распространена, как сейчас. Поэтому «эффект привидений» достигался удачным сочетанием звука, освещения и ветровых аппаратов.
«Глубокой ночью» (1945)
Фильм «Глубокой ночью» появился задолго до того, как антологии ужасов стали отдельным поджанром. В нем соединяется пять историй от разных британских кинематографистов. Это одна из лучших работ режиссера Чарльза Крайтона! Давление на психику ощущается во время всего просмотра, достигая кульминации в финальной новелле. Мертвые глаза зловещей чревовещательной куклы и история шизофрении в сочетании с раздвоением личности вызывают появление мурашек на коже.
Хотя нельзя оставить без внимания и предыдущие новеллы: о гонщике, получившем «послание с того света», о девушке, встретившей призрак убитого мальчика, о зеркале, чуть не разрушившем счастье одной женщины, и любителях сыграть в гольф, которые борются за сердце возлюбленной.