Джакомо Балла — автор произведений, где вещи и живые существа изображены в динамике. Такого эффекта художник сумел добиться в силу глубоких познаний в фотографии.
Биография Джакомо Балла, первого из футуристов
Джакомо Балла появился на свет 18 июля 1870 года в Турине, в небогатой семье аптекаря. У будущего гения рано проснулся интерес к живописи и только появившейся фотографии. После школы мальчик устроился в литографическую мастерскую и начал изучать основы рисования.
Несмотря на бедность, в 1891-м будущему мастеру удалось попасть в знаменитую школу искусств при Туринской академии Альбертина. Параллельно он работал в фотомастерской — изучал фотографию и тут же применял полученные знания на практике. В дальнейшем это увлечение оказало на его творчество сильнейшее влияние.
Несколько лет спустя, в 1895 году, художник переезжает в Рим. Джакомо Балла считает, что в столице его таланту найдется применение и он сможет поправить свои дела. И ему удается — в Риме живописец действительно начинает зарабатывать творчеством — он рисует карикатуры и плакаты, оформляет упаковки и дает уроки.
В 1900 году Балла отправляется в Париж, где изучает живопись и знакомится с французским импрессионизмом. Большой интерес вызывают у него работы Поля Синьяка (Paul Signac) и Жоржа Сёра (Georges Seurat). Симпатия к импрессионизму становится началом увлечения футуризмом.
После возвращения в Рим художник уже довольно известен. У него появляются первые ученики, среди которых Умберто Боччони (Umberto Boccioni). Рассказывают, что Балла был увлечен эзотерикой, оккультизмом и разного рода мистическими явлениями, участвовал в спиритических сеансах. Это хобби также отложило отпечаток на его творчество. Современники мастера также вспоминают, что его весьма интересовало масонство, но в Орден он так и не вступил.
В 1910 Джакомо Балла вместе с другими художниками публикует «Манифест футуризма». Основной тезис этого труда — использование искусства как инструмента борьбы со старым порядком. Манифест воспевает будущее, превозносит движение и прогресс.
Именно работам Балла и его интересу к движению мир обязан появлением анимации. Живописец стремился запечатлеть разные фазы движения в едином произведении. Так появляются «Динамика собаки на поводке», «Руки скрипача» и другие шедевры. Мастер все глубже погружается в свои исследования движения и света, создает все более абстрактные произведения. Постепенно он переносит идеи футуризма в иные сферы искусства — скульптуру, театральные декорации и костюмы.
Джакомо Балла оставался верен футуризму даже когда прочие адепты этого направления сменили амплуа. Лишь в 30-е годы XX столетия художник вернулся к традиционной живописи. Причиной этого стала, как утверждают некоторые историки, попытка основателя движения, Филиппо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) поставить футуризм на службу католицизму.
Однако разрыв не был окончательным — мастер сохраняет связь с футуристами. Это продолжается до прихода к власти фашистов. Как и Маринетти, и многие другие итальянские художники, Балла симпатизирует фашизму и его идеям. Позднее, когда футуризм и авангардизм объявляют «дегенеративным искусством», Джакомо Балла утверждает, что не имеет к нему никакого отношения.
После падения Рейха художник сполна расплатился за симпатию — его подвергали остракизму, клеймили маргиналом. Впрочем, невзирая на свои отношения с фашизмом, мастер вошел в историю как величайший живописец Италии. Он умер после продолжительной болезни в Риме, 1 марта 1958 года.
Самые известные картины Джакомо Балла
Картины Джакомо Балла никогда не тяготели к насилию, не механизировали человека. По сравнению с произведениями других футуристов они более гуманны. Самые известные шедевры художника:
- «Динамизм собачки на поводке» (1912 год). На холсте хорошо передано движение лапок маленькой собачки и ног ее хозяйки.
- «Уличный свет» (1909 год). На картине изображен уличный фонарь, чье свечение затмевает полумесяц. На написание шедевра мастера вдохновили фонари одной из римских площадей.
- «Рука скрипача» (1912). На произведении изображено движение руки музыканта.
- «Абстрактная скорость + звук» (1913-1914). Картина исследует скорость гоночного автомобиля. Возможно, изначально произведение было частью триптиха. По мнению BBC шедевр входит в сотню величайших картин мира.
Творчество Балла стало основой для развития современного абстракционизма. Сегодня его работы украшают выставки именитых музеев и заставляют зрителей открывать для себя новые смыслы.