Джотто ди Бондоне: гений живописи, подаривший человечеству технику объемного изображения пространства
123
просмотров
Джотто ди Бондоне — основоположник современной европейской живописи. Как жил и творил великий художник Возрождения.

Джотто ди Бондоне или Джотто (Giotto di Bondone; родился 1266 или 1267 — умер 8 января 1337) — величайший итальянский художник Проторенессанса, знаменитый живописец, фрескист и архитектор конца XIII — начала XIV веков. Многие сведения из официальной биографии Джотто ди Бондоне до сих пор оспариваются историками и вызывают жаркие дискуссии. Но у миллионов ценителей искусства нет ни малейших сомнений в том, что творчество выдающегося мастера, его картины и фрески являются уникальными шедеврами мировой культуры.

Джотто ди Бондоне. Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.

Джотто ди Бондоне первым из плеяды великих мастеров на заре эпохи Возрождения отказался от древних византийских иконописных традиций и средневековых художественных канонов. Поэтому он по праву считается основоположником современной европейской живописи и изобретателем революционной техники объемного изображения пространства.

Джотто ди Бондоне. Алтарная картина для церкви Сан-Джорджо-алла-Коста во Флоренции «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», 1295-1300

Биография Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне появился на свет в небольшом городке Веспиньяно в 1266 или 1267 году в семье кузнечного мастера. По другим сведениям, отец будущего гения был обычным крестьянином. Существует красивая легенда о том, что великий художник той эпохи Чимабуэ (Cimabue) случайно увидел по пути во Флоренцию рисунок юного Джотто на камне и поразился таланту деревенского пастушка. Зрелый мастер взял мальчика к себе на обучение и помог освоить азы живописи.

Джотто ди Бондоне. Алтарная картина «Сон Иннокентия III», 1295-1300

Увы, эта увлекательная легенда никак не подтверждается реальными историческими фактами. Поэтому имя истинного учителя Джотто до сих пор остается неизвестным. Историки также не пришли к единому мнению относительно настоящего имени художника. По одной версии Джотто — это сокращенная форма от уменьшительного Амброджотто (Амброджо), по другой — такое имя мальчику действительно дали при рождении.

Джотто ди Бондоне. Алтарная картина «Стигматизация святого Франциска», 1295-1300

Зато доподлинно известно, что первый серьезный самостоятельный заказ Джотто получил в 1288 году. Молодому живописцу, которому в то время едва исполнилось 20 лет, поручили выполнение ответственной задачи по созданию цикла из 28 фресок для внутреннего убранства церкви Сан Франческо в Ассизи. Причем, учитывая огромный объем работ, Джотто не мог справиться с заказом в одиночку, а значит трудился вместе с помощниками. Художник блестяще выполнил задачу и приобрел широкую известность в центральной Италии.

Джотто ди Бондоне. Фреска верхней церкви Сан Франческо в Ассизи «Исав перед Исааком», Около 1295

Около 1290 года Джотто ди Бондоне женился на Рисевуте ди Лапо дель Пела, которая подарила ему 8 детей (4 дочери и 4 сына). Семья художника никогда не испытывала материальных трудностей. Многочисленные заказы позволяли мастеру содержать просторный дом и даже давать деньги взаймы под проценты другим людям.

Джотто ди Бондоне. Расписной крест для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренция, около 1290-1300

В 1303 году Джотто получил заказ, которому было суждено принести грандиозную славу художнику. Энрико Скровеньи (Enrico Scrovegni) поручил талантливому мастеру фресковую роспись стен капеллы дель Арена в Падуе. Именно в этом шедевре Джотто воплотил в жизнь новую технику живописи — пространственную перспективу. Цикл из 36 отдельных фрагментов и сегодня поражает реалистичностью объемных художественных композиций. Роспись капеллы стала вершиной зрелого этапа творчества мастера и окончательно закрепила за ним славу лучшего художника Италии.

Джотто ди Бондоне. Полиптих из церкви Бадия, Около 1300

С этого момента Джотто ди Бондоне начал получать дорогие и сложные заказы из разных уголков страны. А в 1315-1318 годах он по приглашению главы католической церкви находился в резиденции понтифика в Авиньоне. Еще пять лет жизни Джотто провел в Неаполе, куда его пригласил местный правитель Роберто Анжуйский. В 1330 году неаполитанский король присвоил мастеру почетное звание придворного художника за выполнение огромного количества фресок для разных церквей города.

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена в Падуе «Поцелуй Иуды», 1303-1305

В 1334 году власти Флоренции назначили Джотто главным архитектором города и присвоили ему щедрое денежное содержание. Вплоть до самой своей смерти художник активно занимался строительством новых зданий, возведением защитных стен и росписью убранства храмов.

Джотто ди Бондоне. Алтарная картина «Мадонна Оньисанти», около 1310

Незадолго до кончины, в 1336 году живописец отправился в Милан, чтобы возглавить работы по созданию фресок для местного правителя Аццоне Висконти (Azzone Visconti). И эту задачу заслуженный мэтр выполнил блестяще, впрочем, как и все остальные.

Джотто ди Бондоне. Алтарная картина «Успение Марии», около 1310

Жизнь Джотто внезапно оборвалась на пороге семидесятилетнего юбилея. Не сохранилось сведений о том, что послужило причиной смерти великого гения, но дата кончины не вызывает сомнений — это трагическое событие произошло 8 января 1337 года.

Джотто ди Бондоне. Фреска базилики Санта-Кроче во Флоренции «Испытание огнём перед султаном», около 1325-1328

К большому сожалению, могила Джотто не сохранилась до наших дней. В разных исторических источниках имеются противоречивые сведения о месте захоронения тела художника. Но большая часть творческого наследия гениального флорентийца, к счастью, пережила века и до сих пор вызывает восхищение у миллионов туристов, посетителей музеев и местных жителей целого ряда городов северной и центральной Италии.

Джотто ди Бондоне. Полиптих Барончелли, около 1328

Самые известные работы Джотто ди Бондоне

Среди множества уникальных шедевров, созданных великим художником, сложно выбрать наиболее значимые. И все же, к самым известным работам Джотто ди Бондоне можно по праву отнести:

  • Росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1299) — шедевр, возвестивший миру о появлении гениального молодого художника и нового направления в живописи. В этой работе Джотто впервые использовал революционную технику создания объемного изображения на плоской поверхности стен.
  • Фрески Капеллы Скровеньи (1303-1305) — самый знаменитый шедевр великого мастера, в котором традиции византийской и средневековой живописи были сознательно нарушены автором. Образец безупречного создания художником иллюзии пространства в своем произведении.
  • Художественное оформление Церкви Святого Креста во Флоренции (1334) — цикл настенных фресок и полиптих Барончелли. Эти работы наглядно свидетельствуют о влиянии на творчество художника французской школы живописи после трехлетнего пребывания в Авиньоне.
Джотто ди Бондоне. Триптих Стефанески, Около 1330

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится