Эме-Жюль Далу (Aimé-Jules Dalou; 31 декабря 1838 — 15 апреля 1902 гг.) — знаменитый французский скульптор XIX века, ярый сторонник реализма в мировом изобразительном искусстве. Эме-Жюль Далу прославился созданием монументальных бронзовых памятников, большинство из которых находится в Париже. Творчество великого ваятеля высоко ценили современники, его работы были неоднократно отмечены престижными наградами на выставках. Биография мастера представляет собой наглядный пример успешной карьеры художника, добившегося признания благодаря упорному труду и вопреки жизненным обстоятельствам.
Эме-Жюль Далу никогда не скрывал своих симпатий к рабочему классу. Героями его произведений часто становились простые французские труженики, а сам мастер всю жизнь был пылким сторонником идей республиканского социализма.
Биография Эме-Жюля Далу
Эме-Жюль Далу родился 31 декабря 1838 года в Париже, в семье мелкого ремесленника, зарабатывающего на жизнь изготовлением перчаток. Его родители были убежденными протестантами и противниками монархии, они с детства воспитали сына в духе неприятия социальной несправедливости и привили ему любовь к труду.
У мальчика рано обнаружились способности к рисованию и моделированию, которые случайно заметил Жан-Батист Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux). Известный скульптор привел в 1852 году юного гения в Школу декоративного искусства и помог ему получить место в классе Горация Лекока де Буабодрана (Horace Lecoq de Boisbaudran). Два года Эме-Жюль обучался основам рисунка под руководством Буабодрана, после чего поступил в Национальную академию изящных искусств.
С 1861 года Далу ежегодно принимал участие в академических выставках, но так и не смог получить Римскую премию из-за открытой приверженности социалистическим взглядам. Примерно в это же время он подружился с Огюстом Роденом (Auguste Rodin), с которым до конца жизни поддерживал теплые приятельские отношения.
Тем не менее молодой скульптор быстро приобрел известность в парижской художественной среде, а его работы вызывали большой интерес у публики. Кроме того, по заказу французского правительства мастер изготовил ряд декоративных скульптур для украшения парижских зданий, что поспособствовало росту его популярности.
В 1869 году Жюль женился на Ирме Вилье, которая стала его надежной помощницей в делах на всю оставшуюся жизнь. В этом браке у художника появилась на свет единственная дочь Жоржетта, но, к несчастью, девочка родилась умственно отсталой. Тем не менее, Далу всю жизнь опекал своего ребенка и значительную часть доходов отдавал на содержание приюта для детей-инвалидов.
В 1871 году Эме-Жюль Далу восторженно встретил провозглашение Парижской коммуны и принял активное участие в деятельности революционного правительства. Но вскоре правительственные войска подавили мятеж, и скульптор вместе с семьей был вынужден бежать в Англию, опасаясь за свою жизнь. На родине его заочно приговорили к пожизненному заключению и вернуться во Францию он смог только восемь лет спустя — после объявления амнистии всем участникам восстания.
По прибытии в Лондон большую помощь Жюлю оказал его бывший однокурсник по академии Альфонс Легро (Alphonse Legros). Именно он познакомил Далу со своими влиятельными друзьями и поспособствовал назначению друга на должность преподавателя в Школу искусств. Благодаря протекции Легро жизнь изгнанника быстро наладилась, он обзавелся состоятельными заказчиками. Британское правительство даже предложило скульптору принять участие во Всемирной выставке под флагом Объединенного Королевства, но тот категорически отказался от подобной чести.
В 1879 году была объявлена амнистия участникам Парижской коммуны, и он немедленно отправился в Париж. К тому времени Далу уже был всемирно известным художником и его восторженно встречали во Франции многочисленные поклонники. Теперь он мог полностью насладиться спокойной жизнью в родном городе и увлеченно занялся исполнением новых масштабных заказов.
За заслуги в искусстве скульптор был награжден орденом Почетного Легиона трех степеней, а на Всемирной выставке 1899 года получил главный приз за памятник «Триумф Республики». Кроме того, художник стал одним из основателей Национального общества изящных искусств и первым руководителем отделения скульптуры в этом творческом объединении.
После возвращения на родину мастер создал множество прекрасных произведений и на протяжении 20 лет занимался разработкой грандиозного проекта под названием «Памятник рабочим», включающего десятки отдельных скульптур, объединенных в общую композицию. Но воплотить в жизнь гениальный замысел он так и не успел. 15 апреля 1902 года Эме-Жюль Далу скоропостижно скончался в своем доме от сердечного приступа в возрасте 63 лет. Его похоронили на знаменитом парижском кладбище Монпарнас, где покоятся останки многих выдающихся деятелей искусства Франции.
Самые известные работы Эме-Жюля Далу
Гениальный скульптор подарил человечеству немало искусных шедевров, достойных восхищения. И все же, самыми известными работами Эме-Жюля Далу считаются:
- «Молодая мать из Булони, кормящая своего ребенка» (1878) — самое дорогое произведение мастера из числа проданных на аукционах искусства. В мае 2014 года неизвестный покупатель заплатил за эту работу 362 500 фунтов стерлингов на торгах аукционного дома Sotheby's.
- «Триумф Республики» (1889) — аллегорическая скульптурная композиция, созданная в ознаменование провозглашения Французской Республики. Хотя эта работа на конкурсе, учрежденном парижским властями, заняла только второе место, новаторский проект Далу также был признан заслуживающим внимания шедевром и памятник было решено установить на площади Нации.
- Памятник Эжену Делакруа (1890) — монумент, установленный в Люксембургском саду в честь великого французского живописца. Бюст автора знаменитой картины «Свобода, ведущая народ», находится на гранитном пьедестале в окружении трех аллегорических фигур, ведущих яростную борьбу между собой.
- «Триумф Силена» (1898) — бронзовый памятник известному древнегреческому персонажу — воспитателю Диониса. Лучшее произведение Далу, созданное в мифологическом жанре, до сих пор является украшением одной из площадей Парижа.
Эме-Жюль Далу был пылким приверженцем идей социальной справедливости и никогда не изменял своим взглядам. Но в памяти благодарных потомков он навсегда останется автором прекрасных скульптурных шедевров искусства.