Буйный нрав драчуна, игрока, совершившего убийство в пьяном угаре, не помешал его кисти рождать восхитительные полотна. Великий итальянский художник Караваджо, один из крупнейших мастеров барокко не только взорвал мир искусства своими нетрадиционными работами, но и своим буйным нравом...
Непокорный бунтарь и гений
Его картины весьма часто просто шокируют своей жестокостью. Есть другие, которые невероятно пленяют непередаваемым изяществом и невероятной нежностью. У всех творений Караваджо есть одна общая черта — он всегда подробно и очень реалистично изображал тело человека. Удивительнейшая, ни с чем не сравнимая игра света и тени на его потрясающих полотнах просто поражают любого. Великий итальянец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г.г.) стал основателем реализма в живописи. Этот мастер барокко смог совершить настоящую революцию в европейском искусстве живописи 17 века. Его влияние ощущается на многих поколениях художников, которые жили намного позже него. Бессмертные полотна Караваджо украшают собой лучшие музеи и художественные галереи мира. Жизнь и смерть этого великого человека до сих пор покрывает покров тайны.
Каждый, кому посчастливилось побывать в Вечном городе, знает, что полотнами Караваджо там можно насладиться не только в местных музеях. На площади возле церкви ордена августинцев Санта-Мария-дель-Пополо есть его «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра». Художественная галерея Палаццо Барберини может похвастаться знаменитым произведением мастера «Юдифь, убивающая Олофрена». Именно в Риме Караваджо создал своего неподражаемого, очаровательного и слегка лукавого «Амура-победителя». Этот шельмец больше похож на хулигана, чем на ангелочка. В начале 19 века это полотно было куплено прусским монархом Фридрихом Вильгельмом III. Сейчас она входит в собрание Берлинской картинной галереи и является одним из главных её экспонатов.
Неподражаемая игра света и тени, неразрывная связь Божественного и мирского
Реализм картин Караваджо с треском рушит все каноны. Чрезвычайно резкое противопоставление света и тени получило отдельное название в искусстве - кьяроскуро (от итальянского "chiaroscuro" – светотень). Также кисти мастера барокко подвластно полное стирание границ между Божественным и мирским. Во времена, когда он жил это было не просто опасно, а даже недопустимо. Церковь считала его работы слишком уж провокативными.
Пока мировая слава не пришла к Караваджо, он зарабатывал на жизнь тем, что рисовал натюрморты. Художника часто приглашали к себе домой богатые аристократы, чтобы он украсил интерьер их дворцов. Постепенно у Караваджо появились влиятельные покровители. Одним из первых был кардинал Франческо дель Монте. Сначала он заказывал живописцу картины, а потом и вовсе поселил у себя дома. Кардинала часто посещали другие влиятельные лица. Так мастер и оброс полезными знакомствами.
Нежные юноши со святым ликом
В этот период жизни Караваджо писал в основном портреты прекрасных юношей. Главным образом потому что его меценат кардинал испытывал к таковым некоторую слабость. По заказу Франческо дель Монте Караваджо создал отрока с лютней. Картина с незатейливым названием «Лютнист» - это первая работа мастера, где он на полную использовал игру света и тени. Все значимые детали чётко выделены и хорошо освещены, а несущественное изображено более тёмным и растушёванным.
Благодаря своему кардиналу Караваджо просто завален дорогими заказами. Римская церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези стала первым заказчиком целой серии работ. Драматическое полотно «Мученичество святого Матфея» вместе с двумя другими картинами цикла украсило знаменитую капеллу. Любопытный факт, что своих натурщиков Караваджо подбирал среди простого народа. Это были обычные рабочие, нищие и продажные женщины.
Трагедия художника и бегство из Рима
Церковь критикует картины за то что Караваджо, что он использует в качестве натуры кого попало. Духовенство считает невероятно вульгарным, что Иисус Христос написан с уличного попрошайки, а Дева Мария с женщины лёгкого поведения. Художнику на это откровенно плевать. Заказов всё больше, денег куры не клюют. Караваджо ведёт совершенно разнузданный образ жизни. Часто по несколько недель пропадает в тавернах, где спускает все деньги в карты. Взрывоопасный характер не придаёт живописцу популярности в обществе. Репутация характеризует его, как непокорного бунтаря, который все проблемы решает кулаками и чуть что хватается за нож.
Однажды буйный нрав сыграл с художником злую шутку. В порыве гнева он случайно убивает своего закадычного приятеля Рануччо Томассони. После случившегося Караваджо не осталось другого выбора, как бежать. Живописец сначала отправился на Сицилию. Там его снова заваливают заказами знатные вельможи. Здесь мастер пишет своё монументальное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Опять в его жизни случается трагедия. Караваджо затевает пьяную драку, где наносит нескольким людям тяжёлые травмы. Теперь ему опять нужно бежать. Гений перебирается в Неаполь. Все эти передряги никак не мешают ему творить. Он пишет практически без перерыва. Кажется, что это для него так же естественно, как и дышать.
Мечте художника не суждено было исполниться
Караваджо мечтает лишь об одном - вернуться в Вечный город. Это вскоре должно было случиться. Один из его могущественных покровителей вёл с папой Павлом V переговоры по этому поводу. Гениального бунтаря уже почти помиловали, но официальный документ ещё не появился. Художник решает немедленно отправиться в Рим. По дороге он тяжело заболевает. Это вынуждает его сделать остановку в одной тосканской больнице, где он и умирает. Великого гения не стало 18 июля 1610 года, ему было всего 38 лет. Приказ о помиловании вышел несколько дней спустя.
Гениальный художник мог превращать в святых куртизанок, воришек и грязных нищих попрошаек. Британский художник Мэтт Коллишоу говорит, что уникальность Караваджо состоит в том, что: «Когда он писал свои картины, простые люди ходили в храм не для того, чтобы учиться эстетике и истории искусства. Они просто жаждали общения с Богом. И Караваджо рассказывал им об этой связи понятным им языком».