Характеризуя этот союз, впору будет привести цитату из воспоминаний супруги Константина Сергеевича: «Станиславский был человеком с большой буквы, а я с маленькой». Многие, не соглашаясь с этим, указывали на то, что она могла стать величайшей актрисой своего времени, но предпочла быть второй при великом муже. Это был осознанный выбор мудрой женщины, в чем и крылся главный залог их долгой и счастливой семейной жизни.
ОН
«Не верю!» - фраза когда-то используемая, в качестве режиссёрского приёма К. Станиславским, стала легендарной в мире театрального искусства. А сам Константин Сергеевич стал классиком русского театра, совершившим революционный переворот в актерской профессии, создавшим свой театр и уникальную систему, по которой вот уже более 100-летия учатся актеры всего мира.
Его псевдоним "Станиславский"- также возник не на ровном месте, его Константин Алексеев взял себе в 1885 году в знак признания талантливого артиста-любителя доктора Маркова, который также использовал его в качестве сценического имени.
О себе Станиславский в воспоминаниях писал так: «Я родился в Москве в 1863 году — на рубеже двух эпох. Я еще помню остатки крепостного права, сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы, дормезы, эстафеты, кремневые ружья, маленькие пушки наподобие игрушечных. На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны — проволочные, беспроволочные, радиотелеграфы... и прочее».
Несколько страниц из биографии великого режиссера
Будущий гений режиссуры родился морозным январским днем в 1863-м в Москве, в многодетной семье известного фабриканта и промышленника Сергея Алексеева. У него с женой Елизаветой Васильевной, матерью которой была знаменитая парижская артистка Мари Варлей, было десять детей. Маленький Костя был очень слабым ребёнком, страдал рахитом и часто болел. Почти до десяти лет не мог выговорить буквы «р» и «л». Но благодаря заботливой матери, он окреп и выздоровел, стал среди сверстников заводилой.
Родители много времени уделяли воспитанию и образованию своих отпрысков: с детьми занимались педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. У большого семейства был абонемент в ложу Большого театра, детей туда возили постоянно, не пропуская практически ни одной премьеры.
Скорее всего, гены по материнской линии сыграли решающую роль не только в судьбе будущего режиссера-реформатора. Театром в семье Алексеевых увлекались и другие дети. В их московском доме на Красных воротах для детских представлений был перестроен целый зал. И, разумеется, инициатором всех театральных затей был Константин. К слову, его старший брат в будущем стал театральным режиссером и либреттистом, а младшая сестра - актрисой.
Увлечение театром
Вскоре детская забава перешла в разряд серьезных увлечений, и невзирая на то, что родители уготовили Константину роль наследника семейного бизнеса, он буквально проникся актерством и грезил театром. Тогда отец, пытаясь пресечь увлечение сына, назначил его управляющим фабрикой. Польщенный Константин гордо провозгласил на семейном совете: "Алексееву в театре не место!" Родители были счастливы, но… Спустя некоторое время до них начали доходить слухи, что на театральных подмостках появился артист "очень похожий на Константина", по фамилии Станиславский…
В действительности юноша умудрился совместить ответственную работу с увлечением. Так, днем решал производственные вопросы, а по вечерам играл в Алексеевском театральном кружке. Публика признавала Константина лучшим актёром-любителем и родителям ничего не оставалось, как смириться с увлечением своего наследника.
К слову, первая любовь Станиславского также была связана с театром. Однажды на приеме у императора Константин увидел балерину Анну Игансон и влюбился в нее без памяти. Чувства молодого человека были безответными, и это очень его тяготило.
Незаконнорожденный сын
Видя страдания молодого барина, его страсть утешила горничная – Авдотья Копылова. Все домашние знали об их связи, но не стали противиться. Более того, когда Авдотья родила сына, его практически приняли в семью, записав в метрике — Владимир Сергеевич Сергеев, дав отчество отца Константина. Заботясь о мальчике, дали ему прекрасное образование. В будущем он станет профессором истории античности.
А самого Константина родители пытались женить на девушке из приличной и состоятельной семьи, однако все попытки были обречены на провал – юноша напропалую крутил романы с актрисами.
ОНА
Маша Перевощикова (1866 – 1943) - девушка из интеллигентной московской семьи была внучкой московского профессора, дочерью почтенного нотариуса. Окончив Екатерининский институт благородных девиц с большой золотой медалью, осталась в нем же классной дамой. Это было то время, когда многие в России увлекались театром. Марию также манили театральные подмостки. Нарушая правила института, она взяла себе псевдоним "Лилина" и вышла на сцену Московского общества искусства и литературы, которым на то время руководил Станиславский. Дебют оказался громким, о ней заговорила пресса и, разумеется, псевдоним не помог: Марию узнало начальство и она лишилась работы.
Юной Маше Перевощиковой никто не прочил актёрскую карьеру, но одно утешало молодую начинающую актрису - на подмостках она играла с самим Станиславским. На то время он уже был очень известным актером-любителем.
ОНИ
Они познакомились вначале 1888 года. Сказать, что это была любовь с первого взгляда сложно. Об их чувствах им поведали зрители и коллеги. О том, что они влюблены друг в друга ни Константин, ни Мария и не подозревали. Из воспоминаний Константина Сергеевича: «Нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались в спектакле». Через год, 5 июля 1889-го Станиславский и Лилина обвенчались и отправились в свадебное путешествие, жили в шикарных отелях, посещали музеи, театры, галереи Германии Франции, Вены… Женитьба кардинально преобразила Станиславского – семья стала для него самым главным в жизни – никаких романов, никаких актрис. Он даже отверг откровенные намеки на близость самой Айседоры Дункан. Он был отчаянно верен Лилиной, невзирая на то, что работал с самыми красивыми и талантливыми актрисами современности…
Вскоре у счастливой четы родилась дочь Ксения, которая не прожив и двух месяцев, умерла от пневмонии. Спустя ещё год Станиславский писал другу в письме: «Вчера Бог послал нам дочку. Имя ей Кира Константиновна». После Киры родился сын Игорь. Супруги считали, что детей непременно нужно приобщать к искусству, воспитывая которых, Станиславский и Лилина увлечённо воспитывали и перевоспитывали друг друга. Так, Мария Петровна, сидя с малышами дома, отчаянно ревновала мужа к театру. Станиславский же упрекал супругу в том, что она «охлаждает его неинтересными разговорами о домашнем хозяйстве». Впрочем, стоило только ей куда-нибудь ей с детьми уехать из Москвы, как Станиславский мчался следом. «В разлуке не могу даже думать о театре», - говорил он жене.
В созданном МХАТ Станиславский одновременно был и директором, и режиссером, и актером, и теоретиком искусства. Именно там он создал ту самую знаменитую «Систему Станиславского». Стоит отметить, что всех своих актеров он муштровал нещадно. Даже маститых и знаменитых артистов он держал на сцене часами, заставляя без конца произносить одну и ту же фразу, отрабатывая жесты, движения мускул на лице.
Не щадил великий режиссер и Марию Петровну, которая была его главной актрисой и в жизни, и в театре. На репетициях он неизменно называл ее по девичьей фамилии – Перевощикова. Когда открылся МХАТ Лилина не только играла на сцене, она еще и шила костюмы для спектаклей. Вкус у неё был изумительный, руки золотые. Невзирая на высокое положение в театре, актриса никогда ничего не требовала для себя. Больше всего это качество ценил в ней Константин Сергеевич. «Ни секунды не сомневаюсь, что без тебя мне не прожить на этом свете», - говорил он жене.
Грянувшие события в 1917 году стали для Станиславского и Лилиной настоящей драмой. Один за другим погибали родные, терзал страх за будущее детей. От былого состояния, которое приносила фабрика ничего не осталось. Спасение от ужасных реалий жизни Константин Сергеевич и Мария Петровна находили в любви друг к другу и в театре.
В 1928 году МХАТ отмечал 30-тилетний юбилей. Со сцены Станиславского увезли в больницу с инфарктом. Больше он в качестве актера на сцену не выходил, учил молодых актеров и писал книги. Свою главную работу «Работа актёра над собой» гений режиссуры посвятил своей лучшей ученице, любимой артистке и преданной жене.