Малевич расист, Пикассо женоненавистник и еще несколько именитых художников с одиозными чертами
0
1
998
просмотров
Сегодня представители современной западной культуры сочли бы Пикассо женоненавистником, Малевича - расистом, а Гогена - педофилом. Но все ли так плохо? И должно ли это влиять на то, как мы видим их полотна?
Автопортрет - Казимир Малевич

Непривычные черты характера

Среди мастеров модернизма были очень странные личности, чья гениальность покрывала такие черты характера, которые сегодня были бы приняты в штыки.

Малевич писал на своих полотнах расистские шуточки, пусть и заимствованные, Пикассо грубо относился к женщинам и рисовал голых мальчиков с натуры, Гоген разносил сифилис по Таити, а Сутин морил себя голодом и хранил дома бычьи туши до тех пор, пока они не начинали разлагаться.

«Черный квадрат», Казимир Малевич

«Черный квадрат», Казимир Малевич

В 1913 году Малевич изобрел совершенно иной подход к живописи, состоящий исключительно из форм и цветов. Он назвал этот новый стиль супрематизм. Когда его «Черный квадрат» был представлен в Санкт-Петербурге два года спустя, Малевич заявил, что до сих пор не было ни единой попытки живописи без какой-либо натуры. Живопись была эстетическим представлением натуры, а не самоцелью. Неудивительно, что после Малевича художники и критики стали задавать вопросы: «Что будет дальше?», «Какой стиль за ним последует?»

Наследие «Черного квадрата» сравнительно недавно подмочило неожиданное открытие, совершенное в Третьяковской галерее, где хранится одна из четырех версий картины. С помощью бинокулярного микроскопа специалисты галереи обнаружили надпись на самом краю холста «Драка негров в темной пещере». Команда ученых пришла к выводу, что эта странная фраза – отсылка к минималистической работе печально известного французского юмориста Альфонса Алле 1882 года под названием «Битва негров в пещере ночью». Сегодня некоторые историки искусства задумывается над тем, был ли Малевич расистом или просто отметил в своей работе художника, который за несколько десятилетий до него нарисовал такой же черный квадрат? Расистское ли произведение «Черный квадрат»? И если так, то должно ли поменяться наше отношение к картине?

Месяц Марии

Te avae no Maria (Месяц Марии), Поль Гоген

В 1891 году примерный семьянин и отец пятерых детей Поль Гоген бросил семью и переехал на Таити. Спустя девять месяцев после того, как художник причалил на остров, он написал своему другу Жоржу-Даниэлю де Монфрейду: «Я живу теперь жизнь дикаря».

Он жил в хижине у подножия горы, на окраине деревни Папеэте, и начал писать сюжеты и пейзажи из жизни острова. Большая часть людей, изображенных на картинах Гогена – полуодетые молодые девушки.

Гоген избрал для себя жизнь, полную плотских услад, и у него было немало любовниц. Он даже женился на местной девушке, которой на момент бракосочетания было всего 13 лет. В скором времени девочка забеременела от художника.

Любовь Гогена к молодым девушкам была опасна еще и потому, что художник болел сифилисом и беспрепятственно разносил его по всей деревне.

Сегодня за подобное поведение Гогена бы сильно осудили.

«Голова женщины» Пабло Пикассо

«Голова женщины» Пабло Пикассо

Презрительное отношение Пикассо к женщинам прослеживается сквозь всю его биографию. Он был популярен среди самых прекрасных представительниц прекрасного пола и знал это, не стараясь усмирить грубость и бешеный нрав.

Пикассо был дважды женат, но кроме браков, у него были частые внебрачные связи, некоторые из которых привели к рождению детей. Например, художник завязал любовные отношения с Марией Терезой Вальтер, которая забеременела от него в 17 лет. Но это не является подтверждением женоненавистничества мастера. А вот тот факт, что он заставил Терезу драться за его любовь с другой любящей его женщиной (Дорой Маар), очень даже является.

Множество критиков наперебой твердят о том, что Пикассо не просто любил, а боготворил женщин. Однако это утверждение сомнительно, причем не только потому, что вел он себя далеко не как смиренный слуга.

Стоит только взглянуть на картину Пикассо «Голова женщины» и становится понятно, художник далеко не тонко намекает…

Голова женщины уж больно сильно напоминает дуршлаг – в такой голове мало чего задержится надолго.

О многом говорит и то, что Дору Маар художник деформировал практически в каждом портрете и скульптуре, искажая ее лицо не привычными геометрическими формами, а негативными эмоциями.

Хаим Соломонович Сутин. Автопортрет

«Автопортрет», Хаим Сутин

Роальд Даль использовал Хаима Сутина в качестве одного из персонажей своего рассказа «Кожа», написанного в 1952 году. В нем Сутин находит на улице пьяного старика и татуирует ему кожу. Этот жуткий рассказ вполне мог бы сойти за биографический, настолько странным был Хаим.

В 1913 году в возрасте 20 лет Сутин покинул Литву и отправился в Париж в надежде достичь художественного признания. В Париже он поселился среди начинающих художников в полузаброшенном здании, которое называли "Ульем" (La Ruche).

Художник прославился среди коллег тем, что готов был морить себя голодом, только чтобы купить холсты и краски. С голодом художник боролся специфическим образом – он проводил целые дни в Лувре, перерисовывая натюрморты с дорогой едой, которую сам никогда не мог себе позволить.

Рисовал Сутин до своего признания исключительно голым. Однако художник не был эксгибиционистом, он просто старался сохранить одежду, потому что денег на новую у него не было.

Вскоре после того, как он написал свой автопортрет в 1921 году, он принес с соседней скотобойни две говяжьи туши, которые поместил у себя и хранил их до тех пор, пока они не стали разлагаться. Соседи, подумав, что умер сам художник, вызвали полицию.

Даже после признания и финансовой стабильности Сутин чувствовал себя лучше среди бедных и дряхлых, чем среди богемы.

Соня Делоне. Книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской»

«Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», Соня Делоне

"Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской" - ранний пример иллюстрированной книги. Хотя иллюстрированные книги печатались с момента появления европейского печатного станка в 1440 году, книга как предмет искусства добилась признания лишь в начале ХХ века.

В почти исключительно мужском движении было очень мало влиятельных женщин-авангардистов. О художнице мало говорят, несмотря на то, что ее книга, написанная в сотрудничестве с поэтом Блезом Сандраром, является уникальным произведением искусства.

Когда книга была завершена, Сандрар заметил: «Мадам Делоне написала настолько прекрасную книгу, полную красок, что мое стихотворение пропитано не просто цветом, а жизнью».

Книга разворачивается вертикально. Если сложить все 150 частей картины, высота общей работы будет равна высоте Эйфелевой башни, крошечная копия которой нарисована в нижнем углу картины.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится