Михаил Константинович Клодт (Mihail Konstantinovich Klodt; родился 30 декабря 1832 года — умер 16 мая 1902 года) — выдающийся русский пейзажист XIX века, биография которого пронизана серьезным вниманием к людям из народа, их нуждам и страданиям. Творчеству гениального Михаила Клодта характерна одухотворенность русской природой, которая передавалась в скрупулезной реалистичности изображения и превосходном мастерстве композиционных решений. Картины мастера, при всей их детализации, демонстрируют целостный образ необъятной России.
Биография Михаила Клодта
Михаил Константинович Клодт — потомок древнего баронского рода Клодт фон Ю́ргенсбург (нем. Clodt von Jürgensburg) — появился на свет 30 декабря 1832 года. В аристократическом семействе высоко ценили художественное ремесло и искусство. Творческая атмосфера в доме была частью повседневной жизни. Отец будущего живописца, генерал-майор артиллерии, в свободное время занимался гравировкой по дереву, а дядя был достаточно знаменитым в то время скульптором.
Михаил Клодт, как отмечает семейный летописец, в детском возрасте отличался нелюдимым характером. Любовь к живописи проявилась в Горном кадетском корпусе, куда юноша был определен родителями. И лишь благодаря учителю рисования Михаил определился с выбором жизненного пути. В 1851 год Клодт поступил в Императорскую Академию художеств. Завершив обучение медалистом, живописец получил возможность развивать мастерство за границей. Но иноземные виды не принесли ни новых идей, ни вдохновения, и спустя год он обращается в учебное заведение с просьбой о разрешении возвратиться на родину.
По приезде в Россию Михаил Клодт написал ряд романтических произведений, посвященных заграничной природе. Правдиво и пронзительно в них переданы и воздушная среда, и пространство, и свет, и тесная связь с живой натурой. Лирические пейзажи, созданные в классическом стиле реализма, позволяли зрителям погрузиться в очарование незнакомых мест. Шедевры навсегда вошли в историю русского пейзажа, принесли автору широкое общественное признание и почетное звание академика.
К концу 1860-х годов Михаил Клодт был сложившимся пейзажистом со своим уникальным живописным стилем. Его работам присущи удивительная умиротворенность, строгая композиция, детальная прорисовка мельчайших предметов. Присутствие человеческих фигур на холстах одушевляет и возвышает природу.
С 1870 года художник трудился в правлении демократически настроенного Товарищества передвижных выставок, целью которого было знакомство жителей провинции с академической живописью. Произведения Клодта пользовались огромным успехом. Одно из них, «На пашне», прямо с экспозиции, приобрел для личной коллекции благотворитель и предприниматель Павел Третьяков.
Клодт рассматривал творчество как зеркало, которое отражает принятие окружающего мира таким, какой он есть. С 1873 года, получив должность в Академии живописи, он передавал свои знания и идеи ученикам. Мастер занимался преподавательской деятельностью, путешествовал по русской глубинке и создавал великолепные сельские пейзажи.
Произведения Михаила Клодта входили в число величайших картин мирового искусства и многократно представлялись публике на международных выставках, организованных в европейских столицах. В последние годы здоровье мастера ухудшилось. Неумение продавать свои творения привело художника за черту бедности. 16 мая 1902 года он ушел из жизни, оставив потомкам богатое творческое наследие.
Самые известные картины Михаила Клодта
Произведения мэтра содержат стремление показать необычайную глубину сельских мест, скрашенных присутствием живых существ. Наиболее известные картины Михаила Клодта, воссоздавшие божественное величие мира:
- «Вид в имении Загезаль близ Риги» (1858) — оригинальная выпускная работа, привлекающая внимание яркой цветопередачей. Неказистый скотный двор и нелегкие трудовые будни девочки-пастушки изображены с фотографической достоверностью и заставляют переосмысливать повседневность.
- «Дубовая роща» (1863) — могучие деревья на окраине бедного селения, олицетворяющие крепкую связь всего живого в мире. Сочетание оттенков голубого и зеленого придают сюжету ощущение всеобщей гармонии.
- «Коровы на водопое» (1879) — реалистичное изображение домашних животных, создающее эффект присутствия. Безмятежное состояние, соответствующее настроению теплого летнего дня, передается зрителям.
- «Волга под Симбирском» (1881) — композиция, построенная на контрасте темной зелени переднего плана и светлого неба. Символом свободы, простора и величия духа человека является широкая, могучая река.
Тонкая наблюдательность позволила Михаилу Клодту отразить атмосферу времени. Превращая часть природы в сценическую площадку для живой натуры, художник правдиво запечатлел эпоху.