Михаил Микешин (Mikhail Mikeshin; 9 февраля 1835 — 19 января 1896 гг.) — знаменитый русский живописец и скульптор второй половины XIX века, яркий представитель реалистического направления в искусстве. Михаил Микешин наиболее известен благодаря созданию монументальных памятников исторического жанра, которые до сих пор украшают площади разных городов. К сожалению, многие шедевры его творчества в период Советской власти были уничтожены, а картины долгое время находились под запретом. Биография мастера представляет собой прекрасный образец успешной карьеры художника — выходца из российской глубинки.
Михаил Микешин был также талантливым карикатуристом и иллюстратором. Он плодотворно работал в разных жанрах изобразительного искусства, оставил потомкам большое количество портретов своих современников, пейзажей и картин с изображениями жизни простых россиян.
Биография Михаила Микешина
Михаил Микешин появился на свет 9 февраля 1835 года в селе Старое Максимково Смоленской губернии. Его отец, Осип Егорович, был выходцем из семьи простых крестьян и большую часть жизни прослужил приставом на соляных шахтах в окрестностях Рославля. Воспитанием Миши занимались его мать с дедом, они с детства обнаружили у мальчика тягу к искусству, научили играть его на разных музыкальных инструментах и поощряли любовь к рисованию.
В возрасте 11 лет Михаил переехал жить в Рославль, где позже окончил приходскую школу и ремесленное училище, а затем юношу отправили учиться в Смоленскую гимназию. Но незадолго до окончания этого учебного заведения Микешин вместе с одноклассниками сильно избили своего товарища — сына губернатора. За этот проступок их исключили из гимназии. К тому времени юноша в течение нескольких лет изучал основы живописи, сначала в мастерской местного иконописца, а позже — в студии у художника Рокачевского. Но после исключения из гимназии Михаилу пришлось начать трудовую карьеру, и он устроился чертежником в компанию, которая занималась строительством Варшавского шоссе на территории Смоленской губернии.
К счастью, в жизни Михаила Микешина очень вовремя появился влиятельный покровитель — богатый помещик Александр Вонлярлярский. Родной брат известного русского писателя сумел разглядеть в молодом человеке большие творческие способности и уговорил его родителей отправить сына учиться живописи в Санкт-Петербург. Более того, Вонлярлярский из личных средств оплатил стоимость обучения юноши в Академии искусств с 1852 по 1858 год.
Под руководством профессора Богдана Павловича Виллевальде Михаил Микешин добился блестящих успехов в учебе. Он с отличием окончил Академию, а его работы неоднократно были отмечены наградами на ежегодных выставках. Одну из картин молодого художника даже приобрел царь Николай II, после чего пригласил его обучать живописи своих дочерей.
Окончив академию, Микешин получил право на оплачиваемую поездку в Европу на стажировку, но отказался от заслуженной награды. Вместо этого, он решил принять участие в конкурсе на изготовление памятника, посвященного тысячелетию Руси. Из 53 предоставленных вариантов авторитетная комиссия выбрала именно его проект, а сам 24-летний автор получил первую премию в размере 4 000 рублей.
После победы в престижном конкурсе молодой художник приобрел широкую известность не только в России, но и за ее пределами. В последующие годы он создал немало патриотических монументов, которые были установлены в разных городах страны. Более того, гениальный скульптор неоднократно получал заказы на сооружение памятников из-за границы и побеждал в международных конкурсах. А в возрасте 34 лет Михаил Осипович в знак признания его выдающихся заслуг был избран членом академии искусств.
Хотя основной доход художнику в течение всей карьеры приносило изготовление скульптурных памятников, он с удовольствием занимался и другими видами творческой деятельности. Карикатуры Микешина периодически печатались в сатирических журналах, а издатели постоянно заказывали иллюстрации к произведениям русских писателей. Кроме того, до самой смерти он продолжал писать картины, в том числе портреты и жанровые произведения.
Личная жизнь Михаила Осиповича сложилась удачно, он горячо любил свою жену, с которой прожил почти 30 лет. В браке у художника родился единственный сын Борис, который, хотя и не имел академического образования, но все же после смерти отца увлекся искусством и стал известным скульптором-самоучкой.
Гениальный ваятель на протяжении всей самостоятельной карьеры не испытывал недостатка в деньгах и к концу жизни стал весьма обеспеченным человеком. Он никогда не жаловался на проблемы со здоровьем и много работал, получая от результатов своего труда истинное удовольствие. Но 19 января 1896 Михаил Микешин скоропостижно скончался в своем петербургском доме в возрасте 60 лет. А могила художника до сих пор находится на кладбище старинной Александро-Невской лавры.
Самые известные работы Михаила Микешина
Великий русский живописец и скульптор за свою карьеру создал немало блестящих шедевров искусства. И все же, самыми известными работами Михаила Микешина по праву считаются:
- «Лейб-гусары у водопоя» (1853) — первая картина автора, принесшая ему широкую известность по всей стране. Художник написал ее в возрасте 18 лет для академической выставки, чем заслужил похвальные отзывы критиков и особое расположение российского императора.
- Памятник тысячелетию России (1862) — грандиозный монумент, посвященный великому юбилею. Скульптурная композиция состоит из 128 фигур выдающихся исторических деятелей, внесших большой вклад в становление и развитие русского государства.
- Памятник Екатерине II (1873) — шедевр, воздвигнутый в честь великой русской императрицы в Санкт-Петербурге. Этот монумент, в отличие от большинства памятников царской эпохи, успешно пережил Советскую власть и до сих возвышается в центре площади Островского в Питере.
- Памятник Богдану Хмельницкому (1888) — скульптурная работа, установленная в Киеве в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Монумент, посвященный знаменитому гетману давно стал визитной карточкой и одним из наиболее узнаваемых символов столицы Украины.
Михаил Микешин был очень одаренной творческой личностью и заслуженно добился успеха еще на заре профессиональной карьеры. А его грандиозные памятники давно стали признанными шедеврами российского и мирового изобразительного искусства XIX столетия.