Жизнь Рериха была настолько насыщенной, яркой и даже волшебной, что о ней стали складывать настоящие легенды. Например, многие считают, что художник с семьёй отправился в центрально-азиатскую экспедицию с целью отыскать Шамбалу – мифическую страну в районе Тибета. Конечно, у этой экспедиции были этнографические и художественные цели, но нельзя полностью отрицать и это грандиозное предположение. Дело в том, что Николай и Елена Рерих действительно изучали Шамбалу и создавали новые концепции её сути. Николай даже написал несколько картин на эту тему, одна их которых - «Весть Шамбалы». Она выполнена в синих тонах и удивляет красотой перехода от тёмных оттенков к светлым. Пейзаж кажется объёмным и реальным, но при этом недосягаемым, как и сама Шамбала.
Многочисленные картины Рериха выглядят сказочными, таинственными и искрятся неповторимым чистым светом. Его работы напоминают огонёк в камине в зимнюю ночь, который согревает, создаёт уют, даёт людям силу пережить холодные времена и веру в то, что весна скоро придёт.
Необычен стиль Рериха и то, как он изображал древнерусские сюжеты, не отрываясь при этом от современности. Художник умел соединять прошлое и настоящее, будто улавливая в разных временах схожие мотивы и создавая из них общую композицию. Например, картина «Святые Борис и Глеб» обладает особым очарованием и духом Древней Руси, но сочетание цветов и приёмы композиции не позволяют зрителю забыться и отправиться в далёкое прошлое. В том, как зелёные и лимонные оттенки чередуются в сиянии на картине, прослеживается веяние модерна.
Николай Рерих считал, что ошибкой человечества является отождествление культуры и цивилизации. Он находил эти два понятия совершенно разными и замечал, что их объединение ведёт за собой понижение ценности духовного фактора развития. В проявлениях культуры - достижениях в области науки, искусства и образования – художник видел настоящую красоту и настаивал на том, что она нуждается в сохранении и заботе. Бережное отношение Рериха к культурному наследию можно заметить и в его картинах: на них творения человека зачастую окружены дымкой или иным способом защищены от напастей самой природой. Это особенно хорошо видно на полотне «Сергиева пустынь». Светло-розовые облака наплывают со стороны собора. Они предстают в роли небесного покровителя храма, созданного людьми.
Мечтательный и загадочный Николай Рерих оказал значительное влияние на общественную мысль и развитие культуры в целом. Творчеством и историей своей жизни он показал, что человек должен стремиться к совершенству, работать над собой и заботиться об окружающих его благах: природе, творчестве, доброте.