Ар-деко (Art Deco) считается первым среди стилей, возникшим в XX веке, причем он стал и последним из всех существующих мировых художественных направлений.
Важно: Датой его возникновения считается 1925 г., когда в Париже прошла грандиозная «Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий». Вот именно она и явила миру особенное настроение и не похожий на привычный и общепринятый образ жизни, который давал возможность наслаждаться жизнью именно сейчас.
Такое признание это декоративное искусство получило благодаря тому, что в его формах и содержании умело и гармонично сочетаются элементы классики и модернизма, этнические мотивы и неоклассицизм.
1. Chrysler Building в Нью-Йорке (США)
В 1928-1930 гг. основатель автомобильной корпорации Уолтер Крайслер, чтобы поразить своих прямых конкурентов — автомобильных магнатов, решил построить небоскреб, который спроектировал архитектор Уильям Ван Ален. Естественно, при оформлении как экстерьера, так и интерьера использовались стилизованные элементы дизайна машин Chrysler, которые были довольно узнаваемы.
Так, например, в ребристых формах фасада явно узнается решетка радиатора некоторых моделей автомобиля, а вот треугольные окна на обрамлениях башни напоминают спицы в колесах. Не остаются без внимания и головы орлов, украшающие небоскреб, ведь они ассоциируются с эмблемой Chrysler Plymouth.
Интерьер тоже не уступает помпезности и все так же возвеличивает устроителя всей этой красоты и его бизнеса. Сразу, в главном холле небоскреба на потолке можно увидеть фреску, изображающую индустриальные сцены, которые символизируют триумф человеческой мысли в эпоху невероятного технического прогресса. Чтобы произвести фурор и поразить роскошью, Уолтер Крайслер не скупился на закупку дорогих отделочных материалов, что и помогло создать шикарные лестницы и полы из бельгийского мрамора и красного гранита, доставленного прямо из африканского континента.
Также в интерьере можно увидеть элементы декора, сделанные из итальянского травертина, мексиканского оникса и ценнейших пород деревьев с разных уголков земного шара. Помимо всей этой красоты архитектору проекта Ван Алену удалось создать самое высокое сооружение в мире, правда этот рекорд продержался всего лишь год, но, тем не менее, небоскреб корпорации Chrysler Building до сих пор считается одним из самых ярких представителей среди зданий, построенных в стиле ар-деко.
2. Marine building в Ванкувере (Канада)
Идея о строительстве Marine building в Ванкувере пришла в голову лейтенанта-командора Дж. В. Хоббса, предпринимателя из Торонто, который таким образом решил поднять статус города в качестве крупного порта. Этому поспособствовало открытие Панамского канала в 1914 г. На тот момент (1929-1930 гг.) уже шло строительство Chrysler Building в Нью-Йорке, и предприниматель поставил задачу перед архитекторами компаний of McCarter & Nairne создать нечто подобное, хотя этим они никогда и не занимались.
Но, тем не менее, прекрасное здание, которое расположилось вначале Burrard Street, откуда открывается прекрасный вид гавань, стало одним из лучших примеров строений в стиле ар-деко. На его строительство ушло всего лишь два года, но и денег было потрачено в разы больше, чем это было запланировано изначально, ведь никто из устроителей этого шедевра не скупился.
В итоге получился довольно помпезного вида небоскреб, взметнувшийся ввысь на 97 м., фасад которого украшен множеством декоративных элементов — в основном представителями флоры и фауны на фоне приятного нежно-голубого цвета с золотыми бликами. Причем все это великолепие усиливает наличие огромного количества окон (более 2100 шт).
Не менее поразительное зрелище открывается и за массивной медной дверью. Огромный вестибюль Grand Concourse с высотой потолков около 27 м. украшен в морской стиле, причем это не просто фрески — это самые, что ни на есть настоящие мини-скульптуры крабов, черепах, морских коньков, улиток и других обитателей морских глубин.
Посетителей приводили в восторг (и до сих пор приводят!) не только убранство помещений Торговой биржи и офисов компании, занимающейся коммерческим судоходством, роскошные пентхаусы с террасами, но и высокоскоростные лифты и настоящие лиственные деревья, обильно цветущие весной в холле каждого этажа.
3. Eastern Columbia Building в Лос-Анджелесе (США)
Здание «Eastern Columbia», более известное под названием «Восточные Колумбийские лофты», спроектированное Клодом Билманом в новомодном в 30-х годах прошлого века стиле ар-деко. Это 13-этажное здание предназначалось под офисы штаб-квартиры Восточной и Колумбийской экипировочных компаний, а также их магазинов мебели и одежды, в том числе и 39-го магазина и офиса самого архитектора. Со временем на верхних этажах были организованы пентхаусы, которые впоследствии выкупили знаменитости с мировым именем.
Неординарный объект, расположенный в Бродвейском театральном и коммерческом районе, отличается не только высотой, но помпезной отделкой глянцевой бирюзовой плиткой с темно-синими вкраплениями и декорированный медными панелями. Помимо глубины цвета и оригинального расположения окон, фасад украшают мотивы в виде солнечных лучей, геометрических фигур, зигзагов, шевронов и стилизованных изображений животных и растений.
Также Eastern Columbia Building увенчано четырехсторонней башней, на которой расположены уникальные часы и красуется неоновое название «Восток», а также центральная дымовая труба, окруженная четырьмя стилизованными контрфорсами.
4. Palais de la Porte Dorée в Париже (Франция)
Этот уникальный «Дворец золотых ворот» был построен в Париже в 1931 г. в качестве выставочного павильона к открытию Международной колониальной выставки, посвященной культуре и традициям колониальных владений страны. И спроектировал его гениальный архитектор Альберт Лапрад, который уже создавал в стиле Art Deco. И было это еще во времена Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, проходившей в 1925 г. во Франции, которую и принято считать первой ласточкой в создании и развитии нового стиля.
Уникальный выставочный павильон, созданный в виде настоящего дворца, имеет строгий симметричный фасад, украшенный рельефными композициями скульптора Альфреда Джаниота. На стенах здания можно увидеть изображение восхитительных пейзажей, интересные сцены из жизни и быта народов, живущих во французских колониях на разных концах земного шара, которые идеально подчеркнули значение их культурного наследия для самой Франции.
Фрески на стенах огромных залов, украшающих интерьер Palais de la Porte Dorée, продолжают мотивы, изображенные на фасаде объекта. Поскольку выставка длилась всего лишь полгода, и такой грандиозно-красочный павильон никто не собирался разбирать, было решено в его стенах организовать Музей иммиграции и Тропический аквариум, которые расположены там и по сей день.
5. Скульптура «Рабочий и колхозница» в Москве (Россия)
Нельзя не упомянуть и о грандиозной монументальной группе, без которой сложно представить Москву — это скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница». Именно она одна из первых стала мощным и самым узнаваемым символом столицы, символом Страны Советов и официальной эмблемой киностудии Мосфильм. И снова Париж во время проведения Международной выставки в 1937 г. стал той ступенью, на которой мир впервые увидел советский павильон, устремившийся ввысь благодаря «мощной скульптурной группе».
Именно посредством грандиозности архитектурного ансамбля, выполненного в стиле сталинского ампира и ар-деко, правительство страны пыталось доказать всему миру грандиозные достижения молодой страны.
После ошеломительного успеха советской композиции родился еще один вариант стиля Art Deco, который шагнул за его общемировые хронологические рамки — это грандиозные объекты с ярко выраженной патриотической идеей, обладающие яркой декоративностью и мощной притягивающей силой.