Всё, что мешает этой гармонии, из картины необходимо убрать. Концепция унизма была разработана польским художником Владиславом Максимилиановичем Стржеминским (Wladyslaw Strzeminski). Этот творческий метод не получил широкого распространения, но представляет собой интересную и, возможно, недооценённую ветвь авангарда 1920-1930-х годов.
Унизм относится к абстрактной и беспредметной живописи, хотя среди работ в этой манере имеются и исключения — например, «Лодзинский пейзаж» (1932). С другой стороны, апофеозом стиля стали картины, изображение на которых напоминает орнамент или даже обои, отделку стен с повторяющимся мотивом. И это, как ни удивительно, вполне соответствует унической концепции, поскольку Стржеминский пропагандировал функциональность в искусстве, сближая понятия истории живописи и интерьерного дизайна.
Унизм возник на основе супрематизма и развивал идеи Казимира Малевича, учеником которого был автор концепции — Владислав Стржеминский. Некоторые искусствоведы рассматривают этот стиль как ответвление супрематизма, другие же считают вполне самостоятельным художественным явлением.
Особенности унизма
Особенности унизма были определены его идеей, стремлением к лабораторной чистоте искусства. К характерным чертам этого стиля относятся:
- «Органическое» композиционное единство. Владислав Стржеминский противопоставил «механическому конгломерату» разнообразных объектов, которые видел в картинах других живописцев, максимальную однородность элементов. Отсюда — взаимосвязь палитры, фона, линий, форм и подчинённость их единому ритму, объединяющему произведение.
- Формы сводятся к одной геометрической доминанте и повторяющемуся мотиву.
- Отсутствие цветовых контрастов и динамической напряжённости.
- Ритмичность. Искусствоведы отмечают «вибрирующий» характер линий и «пульсирующий» ритм в унических картинах. Кстати, картины Стржеминского вдохновили польского композитора Зигмунта Краузе (Zygmunt Krauze) на создание ряда музыкальных произведений.
- Использование повторяющихся мотивов, которые в «Унических композициях» (1934) становятся максимально монотонными.
Проводя параллели с другими художественными направлениями, следует отметить:
- логичность и математический расчёт, сближающие унический подход с конструктивизмом;
- общую с пуристами опору золотого сечения и стремление к «чистоте» художественных построений;
- определённую близость к минималистичному неопластицизму группы «Де Стейл» (De Stijl) Пита Мондриана (Pieter Mondriaan).
Но унизм более мягок и даже лиричен. Это заметно в цикле «Архитектурные композиции», где строгая и лаконичная геометричность смягчена плавными линиями и общим ритмом. В других вещах — например, пейзажах и серии «Унических композиций», плавность становится доминантой.
История унизма и главные произведения
История унизма неразрывно связана с личностью его создателя — художника и теоретика Владислава Стржеминского. Он был учеником Казимира Малевича и высоко ценил его творчество, поэтому корни унической манеры глубоко уходят в супрематическую почву.
Стиль был создан в 1920-х годах. Его теоретическое обоснование Стржеминский дал в книгах «Унизм в живописи» (1928) и «Композиция в пространстве, расчеты ритма времени и пространства» (1932). Вторая работа была написана вместе с супругой, скульптором Катаржиной Корбо (Katarzyna Korbo).
В 1930-х годах меняется уническая палитра: из неё уходит многоцветность, которую сменяет светлая однотонность. Таким образом, отказ от «множественности форм» трансформировался и в отказ от «множественности» цветов.
К числу наиболее известных произведений в унической манере относятся следующие серии Стржеминского:
- «Архитектурные композиции», в которых пропагандируется логичный подход к живописи.
- Максимально абстрактные «Унические композиции», где ключевые черты стиля достигли апофеоза — их можно считать программным циклом.
- Лиричные морские и городские пейзажи, самыми известными из которых являются лодзинские.
Стиль не нашёл широкого распространения, хотя в нём работали студенты Стржеминского. Сейчас интерес к унизму весьма высок в Польше и Беларуси, где жил и работал его основатель. При этом унизм, как и супрематизм Малевича, входит в орбиту русского авангарда — явления, вышедшего за национальные рамки и оказавшего влияние на развитие всего современного искусства.