Врубелевский мир
424
просмотров
Михаила Врубеля можно причислить к символистам, отнести к наследникам средневековых традиций, назвать модернистом. Он действительно был многолик и многогранен.

Иконописец и реставратор

О многих ли художниках можно сказать — гениальный? Еще о меньшем количестве — он создал свое направление. А если к этому добавить — работал во всех видах изобразительного искусства, был незаурядной личностью, долго оставался непризнанным гением, а когда пришел успех, его судьба окрасилась в трагические краски. Необычный набор характеристик, не правда ли? И весь он воплотился в жизни удивительного живописца, основоположника русского модерна Михаила Врубеля.

Михаил Врубель. Автопортрет, 1905 год.

Он появился на свет в Омске. Его отец был военным, поэтому семья часто переезжала. Рисовать Михаил начал уже в пятилетнем возрасте. Позже поступил в Академию художеств. Не закончив обучение, он принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи.

В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал свои иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом для Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую он был влюблен. Самоуверенный и пылкий Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра».

«Вестник иных миров»

Из Киева живописец перебрался в Москву и вскоре познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который до последних дней помогал непризнанному гению. За время, проведенное в Москве, Врубель перенес на холст своего Демона — «Демон сидящий». Спустя еще год появился «Демон летящий», не дописав которого, мастер взялся за другой образ — полотно «Демон поверженный».

Картины, с которых смотрели грозные ангелы с израненной человеческой душой, пугали практически всех. Но не Мамонтова, который увез непонятого художника на несколько лет в Италию.

Михаил Врубель. Сирень, 1900 год.

Вскоре начался наиболее плодотворный период в жизни Врубеля. Вернувшись в Москву, он получил несколько заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция».

Первая выставка Врубеля состоялось, когда ему было 40 лет. Работы художника вызвали огромный резонанс в творческой среде. Академия художеств обозвала его полотна «нехудожественными» произведениями, а пресса окрестила их создателя декадентом. Однако именно этот, 1896-й, год стал самым счастливым в жизни гения: он познакомился со своей женой Надеждой Забелой, певицей частной оперы Мамонтова. Врубель сделал предложение практически в первый день знакомства, а через полгода живописец и оперная певица обвенчались. К этому периоду относится и знакомое всем с детства произведение «Царевна-Лебедь», посвященное персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Партию Царевны-Лебеди исполняла супруга живописца. Но на холсте не она. А вот из глубины пышной картины «Сирень» на нас как раз смотрит темноволосая муза и любимая жена мастера, воплотившая душу сирени. Но не все было гладко в семейной жизни Врубеля. В 1903 году умер двухлетний сын Савва, и страдающий от демонов художник окончательно сошел с ума. Скончался Врубель в больнице для душевнобольных в 54 года.

Валентин Серов. Портрет Врубеля, 1907 год.

Солнечным весенним днем мастера похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Александр Блок произнес длинную, красивую, похожую на полотна Врубеля речь. Александр Бенуа говорить не решился. В газете «Речь» он опубликовал статью, в которой написал следующие строки: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля»».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится