Кто такие нибелунги?
Прежде всего приходит на ум «Песнь о нибелунгах», средневековая эпическая поэма, в которой рассказывается история героя древних легенд Зигфрида на фоне другой истории – падения бургундского королевского дома. Произведение было записано в самом начале XIII века неизвестным автором и пользовалось огромной популярностью, по значимости став чем-то вроде древнегреческой «Илиады». В этом сочинении оказались собраны и современные автору события, и предания далекой даже для него старины: многое из «Песни о нибелунгах» на протяжении восьми веков существовало внутри германского и скандинавского фольклора.
Еще раньше о нибелунгах рассказывали исландские саги, оказавшие большое влияние на «Песнь»: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага о Вольсунге» и многие другие. Это смешение народных сказок, событий Раннего Средневековья, мифов о легендарных и реально существовавших правителях произвело любопытный эффект: с одной стороны, «Песнь о нибелунгах» воспринималась когда-то как вполне исторический документ, отчего многократно копировалась, переписывалась и благодаря этому сохранилась до настоящего времени; с другой – не оставляла возможности выяснить вполне конкретные вопросы, например, кого в Средневековье называли нибелунгами.
По германскому эпосу, это имя получил Зигфрид, которому удалось стать обладателем несметных сокровищ нибелунгов, а вслед за ним нибелунгами называли и его подданных. Либо же таким было альтернативное название бургундов, к которым приехал Зигфрид в первой части повествования, стремясь заполучить в жены красавицу Кримхильду. К слову, у одного из главных персонажей эпоса, короля бургундов Гунтера, есть вполне реальный исторический прототип – король Гундахар, при котором бургунды были разгромлены гуннами.
Нашлось в «Песни» место и для Аттилы, вождя гуннов, он фигурирует в произведении под именем Этцель и становится вторым мужем Кримхильды
Карлики-нибелунги
В древнескандинавском эпосе нибелунги – это карлики, которые добывают золото в подземном мире, Нибельхейме, а еще являются хранителями тех богатств, которые с древности накопили их предки. Подробностей и вариаций много: например, что эти гномы-карлики – потомки легендарного скандинавского короля Нибелунга, а клад охраняет дракон Фафнир, который в своем человеческом, первоначальном облике был человеком, сыном колдуна Хрейдмара.
Добыв сокровище у его хранителя, карлика Андвари (другое его имя – Альберих), Хрейдмар гибнет от руки Фафнира, а тот обращается в змея и охраняет свою добычу. Кстати, нельзя забывать и о волшебном кольце Андвари – дающем власть над миром и одновременно проклятым: каждый, к кому оно перейдет, обречен на гибель. Дракон гибнет от руки Сигурда-Зигфрида, а тот, искупавшись в драконьей крови, становится почти неуязвимым: лист, упавший между плечами, оставляет ту самую «ахиллесову пяту», что приведет потом к гибели героя.
До своей смерти, правда, Зигфриду доведется еще считаться самым богатым человеком, унаследовавшим сокровища нибелунгов. Название же этого «маленького народа» традиционно связывали с немецким nebul и древнеисландским nifl («туман»). То есть нибелунги в представлении средневековых рассказчиков – какие-то таинственные «существа тумана». Жили карлики якобы на землях по берегам реки Рейн, там же хранили свой клад, а впрочем, и тут все не так определенно.
Что же с сокровищем нибелунгов?
Согласно скандинавским и германским мифам, сокровища нибелунгов так и не найдены. «Песнь» повествует о том, как убивший Зигфрида Хаген спрятал золото где-то неподалеку Рейна. Образ не найденных пока сокровищ и сам по себе будоражит воображение (особенно если миф касается знакомых, близких мест), а еще, возможно, на пересказы древних легенд накладывались и более поздние слухи о спрятанных или потерянных сокровищах – мало ли королей прошлого подозревались в похожих манипуляциях с золотом?
По странному (или, наоборот, закономерному) совпадению, свои мифы ходят и о «золоте рейха», ведь эпос о бургундских правителях сыграл не последнюю роль в формировании идеологии немецкого национал-социализма. Тогда, в XIX веке, возрождение интереса к старинной «Песни о нибелунгах» привело к появлению знаменитой тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Четыре оперы, написанные в период с 1848 по 1874 годы, сильно повлияли на философию о сверхчеловеке, а за ним и сверхрасе. Со второй половины XX века нибелунги поэтому оказались обделены вниманием.
Последние десятилетия стали более благоприятными для мифов и сказаний о нибелунгах, тем более, что как интерпретаций древних произведений, так и вариаций, в которых они существуют, насчитывается достаточно, чтобы дать пищу и для научных изысканий, и для творческой мысли. Сводить идею эпоса о славной династии бургундов-нибелунгов к мысли о превосходстве одной нации над другой вовсе не обязательно. Тем более, что с недавних пор понятие «нибелунги» получило симпатичное дополнение.
В 1986 году у американского кота Зигфрида и кошки Брунгильды – тезок героев саги о нибелунгах – родились котята, которые стали первыми нибелунгами в кошачьем обличье. Так назвали новую породу, породу животных с серебристо-голубой, «туманного» оттенка, шерстью, отличающихся преданностью хозяевам и любовью к своему дому.
А вот еще кое-что о таинственном народе из древних мифов: Почему друидов считали лесными волшебниками и из-за чего римский император Юлий Цезарь стер их с лица земли.