В октябре 1521 года Генрих VIII получил от Папы Римского Льва X титул Fidei defensor, или Защитник веры. Между английским королём и Римско-католической церковью сохранялось полнейшее взаимопонимание вплоть до того момента, когда Генрих запросил от папы согласие на аннулирование брака с первой женой. Невозможность найти компромисс привела к Реформации, разрыву с Римом и основанию Церкви Англии. Одним из последствий стал отзыв Римом титула защитник веры, что не помешало английскому парламенту распорядиться по-своему: в 1543 году было принято постановление, согласно которому данным званием следовало величать как самого Генриха VIII, так и его наследников. Таким образом, из защитников веры католической потомки Тюдора превратились в защитников англиканства. Титул используется членами королевской семьи и по сей день.
За что Генриха прозвали Защитником веры?
В первой четверти 16-го века Римско-католическая церковь стала подвергаться нападкам со стороны последователей Реформации, главной идейной фигурой которой был Мартин Лютер. «О вавилонском пленении церкви» — один из известнейших трактатов Лютера, где он критикует монументальные для католичества «семь таинств», признавая из них, по сути, лишь крещение, причастие и отчасти исповедь. Копии этого сочинения дошли и до Англии: Генрих VIII не только прочитал труды Лютера, но и в 1519 году стал работать над собственным «ответом» немецкому богослову. Воспитанный в католической вере, женатый на испанке Екатерине Арагонской, которая происходила из семьи истовых католиков, Генрих полагал своим долгом защитить основы религии. Измышления молодого короля вошли в основу богословского трактата под названием «В защиту семи таинств». Многие исследователи сходятся во мнении, что работать над рукописью ему помогал знаменитый гуманист и философ Томас Мор, приходившийся Генриху кем-то вроде духовного наставника.
В этом сочинение английский король не только критикует идеи Лютера, но и клеймит его различными именами, называя богослова ядовитым змеем, адским волком и даже Цербером. Генрих отстаивал статус и значение папства, индульгенций и всех семи таинств. Отвечая на нападки Лютера всё тем же печатным словом, молодой монарх стремился укрепить свою репутацию гуманиста, каким и полагалось быть королю эпохи Ренессанса. Столь искренний порыв был, разумеется, по достоинству оценен католической церковью: в 1521 году после публикации трактата Лев X даровал Генриху титул Fidei defensor. Книгу, которую английский монарх посвятил Папе Римскому, напечатали и в других европейских странах, где она стала чем-то вроде бестселлера. На тот момент поддерживать добрые, гармоничные отношения с католическим миром представлялось Генриху необходимостью. Неразрешимые противоречия обнаружились позже, примерно десять лет спустя.
Разрыв с женой и Римом
Зачастую главной причиной разрыва Англии с католичеством называют желание Генриха VIII жениться на Анне Болейн. Однако у английской Реформации были и более весомые предпосылки, и свадьба с Болейн, несомненно, стала катализатором. Несмотря на многочисленные беременности Екатерины Арагонской, лишь одна из них разрешилась рождением крепкого, жизнеспособного ребёнка — принцессы Марии — в 1516 году. Помимо законной наследницы у короля был ещё и сын Генри Фицрой, рождённый в 1519 году одной из фрейлин супруги, Бесси Блаунт, однако мальчик находился в статусе бастарда.
Генриха чрезвычайно заботил вопрос об укреплении династии. Оставлять трон дочери он не хотел, так как слабо верил в способность женщины управлять государством. К тому же, Марии, согласно порядкам того времени, пришлось бы делить власть с будущим мужем, кем наверняка стал бы равный по положению заморский принц, а иноземцев во главе Англии Генрих видеть также не желал. В конечном итоге всё сводилось к необходимости обзавестись законным наследником мужского пола.
Екатерина Арагонская была старше Генриха на 5 лет, в 1525 году ей исполнилось 40. Король понимал, что шансы супруги произвести на свет ещё одного ребенка стремились к нулю. Примерно в это же время стало известно о его увлечении очередной фрейлиной жены, Анной Болейн. Анна была на 20 лет моложе Арагонской и могла родить Генриху множество наследников. Король искренне влюбился: он посылал девушке письма и подарки, его ухаживания были весьма настойчивыми. Анна же достаточно долго играла в «недотрогу», памятуя о том, что её родная сестра Мария, поддавшись напору Генриха, заработала себе репутацию распутницы.
Вряд ли Анна изначально стремилась заменить Екатерину в роли королевы, но со временем эта перспектива стала казаться всё менее недостижимой. Да и сам Генрих понимал, что истинным наследником, в чьём праве встать во главе государства никто не усомнится, мог быть только сын, рождённый в законном браке. Оставалось решить вопрос с Арагонской: король надеялся, что ему удастся убедить Екатерину тихо удалиться в монастырь, согласившись на аннулирование брака. Но гордая испанка отвергла эту идею.
Разрешение Генриху жениться на Арагонской когда-то было гарантировано самим Папой Римским, однако сделано это было, главным образом, потому что Екатерина, по её словам, всё ещё оставалась девой на момент смерти первого мужа Артура — старшего брата Генриха. Сомнения в том, что брак Екатерины и Артура на самом деле был консумирован, оставались. Неизвестно, насколько непосредственно факт консумации беспокоил Генриха, однако он решил зацепиться за этот аргумент для получения аннуляции брака.
«Великим делом короля» он поручил заниматься кардиналу Томасу Уолси в 1527 году. Уолси надеялся на быстрое разрешение вопроса — в конце концов, Генрих был не первым королём, пожелавшим аннулировать брак. Но в июне 1527 года папа Климент VII оказался в плену у императора Священной Римской империи Карла V, племянника Арагонской. Согласиться на развод Генриха и Екатерины пленный Климент не мог, но и расстраивать английского короля отказом он тоже не хотел. Решение этого деликатного дела затягивалось, что привело к недовольству Генриха работой Уолси и в итоге к его падению. Кардинала вызвали в Лондон для допроса, после которого его наверняка осудили бы за измену и казнили, однако Уолси умер своей смертью ещё до отбытия в столицу в 1530 году.
Папа по-прежнему не соглашался с доводами Генриха, и в 1531 году предложил королю лично приехать в Рим для разбора его дела, чем невероятно взбесил и оскорбил монарха. В то же время в Англии лучшие учёные мужи старательно искали пути разрешения «великого дела». Вопрос отныне курировал Томас Кромвель, бывший протеже Уолси, а ныне советник Генриха. Будучи сторонником Реформации, Кромвель начал осторожно подводить английского монарха к идее о разрыве с Римско-католической церковью и освобождению от власти Папы Римского. Кромвель также выступал за усиление полномочий парламента в противовес диктатуры церкви. Самым ярым противником подобных реформ был старинный друг и советник Генриха Томас Мор, настаивавший на более суровых наказаниях для еретиков, покушавшихся на целостность власти Рима. Сам Генрих, хотя и оставался глубоко в душе католиком, крайне заинтересовался идеей выйти из-под юрисдикции Папы Римского.
В 1532 году место архиепископа Кентерберийского занял Томас Кранмер, близкий друг Кромвеля и семейства Болейн. В том же году английское духовенство вынуждено было подписать отказ от права утверждать клерикальные законы без одобрения и разрешения непосредственно от короля. Затем последовало несколько парламентских актов, каждый из которых был призван ослабить влияние Рима, однако окончательный разрыв был ещё впереди.
В январе 1533 года Кранмер обвенчал Генриха и Анну, а в мае объявил его первый брак незаконным. Наконец, в 1534 году был провозглашён Акт о супрематии, объявлявший Генриха VIII и его наследников главой Церкви Англии. За этим последовал Акт об измене: субъекты королевства, не желавшие присягнуть Генриху как главе церкви, могли быть обвинены в государственной измене (расплата за такое преступление — смертная казнь). И только после этих действий папа Павел III официально отлучил Генриха VIII от церкви и отозвал дарованный ранее титул Защитника веры. Таким образом, формально именно принятие Акта о супрематии ознаменовало создание Церкви Англии и разрыв с Римом.
Другие предпосылки английской Реформации
Вопрос о продолжении династии через повторный брак представлялся, конечно, одним из ключевых для Генриха. Но у решения выйти из-под власти Рима были и другие причины, в том числе, экономические. Разрыв с папством означал отмену денежных отчислений, которые каждая католическая страна в обязательном порядке регулярно отсылала в Рим как налог. Помимо этого Генрих пожелал отхватить и самый «жирный» кусок: монастыри, аббатства, церкви и соборы владели значительными земельными наделами, притом земли эти были весьма ценные и рентабельные. В 1535 году начался процесс секуляризации церковных земель, в ходе которого эти территории стали отходить государству. За пять лет в Англии было закрыто, разорено и разрушено около 800 монастырей. Свободные земли Генрих либо придерживал, либо раздавал приближённым, либо продавал за приличные деньги так называемому новому дворянству. Это привело к усилению и разрастанию прослойки лояльных королю лендлордов, обладавших значительными земельными участками.
Были у Реформации и политические причины. В отличие от стран, где идеи протестантства победили из-за широкого распространения в народе, в Англии этот процесс был инициирован сверху. По сути, разрыв с Римом нужен был Генриху для сосредоточения в своих руках абсолютной власти. Мнение Папы Римского теряло всякий авторитет, уже не приходилось оглядываться на католическую церковь, а решать все вопросы, как гражданские, так и религиозные, можно было внутри страны. Так как во главе новой церкви стоял сам король, то и последнее слово оставалось за ним. Конечно, существовал ещё и парламент, однако с ужесточением авторитаризма Генриху удалось совершенно подмять под себя его членов. Аристократы и выходцы из знатных, старинных родов жаловались на притеснения со стороны короны: тёплые местечки и важные посты отдавались людям не знатным, но полезным и лояльным королю. Генрих VIII стремился окружать себя не столько благородными лордами, сколько простолюдинами, обязанными королю за все те милости, которые он им оказал.
Ещё одной вероятной причиной, по которой Генрих решился на Реформацию, порой называют его тонкое политическое чутьё. Идеи протестантизма, так быстро распространившиеся по Европе, дошли, конечно же, и до Англии. Разумеется, оставались ещё могущественные державы, которым удавалось подавить «ересь» путём массовых казней и сожжений еретиков, однако Генрих, полагавший себя гуманистом, не слишком приветствовал подобные методы. Статус просвещённого монарха предполагал хотя бы номинальную широту взглядов. Генрих весьма гордился тем, что избавил свой народ от «диктатуры» Рима и ложных идолов, упразднил церковную коррупцию, приструнил клириков, погрязших в распутстве и роскоши, а также подарил англичанам первую официальную Библию на их языке.
Можно ли сказать, что Генриху действительно удалось провести Реформацию в Англии? Самой главной «реформой» стала замена главы церкви с папы на короля. Генрих, чрезвычайно опасавшийся любого радикализма, оставался консерватором в вопросе религии. Церковь Англии проводила множество обрядов, привычных католикам, разве что с незначительными изменениями. Уменьшилось количество религиозных праздников, были отменены индульгенции и поклонение мощам. Многие реформы Генриха носили весьма номинальный характер, однако были необходимы для оправдания всей затеи с уходом из-под власти Рима. В то же время эти шаги оказались настолько противоречивыми и половинчатыми, что не могли до конца удовлетворить ни английских протестантов, ни католиков, которых ещё оставалось великое множество. Первые настаивали на необходимости более глубокой реформации церкви, вторые жаловались на отсутствие части привычных обрядов, разорение монастырей и упразднение авторитета папы. Впрочем, громких голосов среди недовольных из обоих лагерей находилось немного: Генрих позаботился о том, чтобы казни бунтарей послужили примером для всех.
Церковь Англии, основанная в 1534 году, стала чем-то средним между католичеством и протестанством: формально не признающая власть папы, не подчиняющаяся Риму, но в то же время сохранившая многие католические обряды и богослужения. Что же до самого Генриха, то он до конца своих дней в душе так и остался настоящим католиком.