Биография Жюля Дюпре
Жюль Дюпре родился 5 апреля 1811 года в Нанте на западе Франции. Его отец был керамистом и директором фарфоровой мануфактуры. С 12 лет мальчик пробовал силы в росписи фарфора, развивая художественные навыки. Его младший брат, Виктор-Леон Дюпре (Leon-Victor Dupre), тоже стал художником-пейзажистом, но менее известным. Серьезного образования в области рисунка и живописи братья не получили, обучаясь самостоятельно.
Жюль Дюпре всерьез решил посвятить себя искусству в 1829 году — к тому времени он уже жил в Париже. Непродолжительное время он работал в мастерской Жана-Мари Дибольта (Jean-Marie Diébolt) и оттачивал технику, изучая работы классиков в Лувре. Его восхищали работы Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), Клода Лоррена (Claude Lorrain) и Теодора Жерико (Theodore Gericault). Важными для формирования стиля художника оказались самостоятельные выходы на пленэр и общение с близкими по духу современниками, в том числе с барбизонцем Нарсисом Диасом (Narcisse Diaz De La Pena).
Атмосферные пейзажи Жюля Дюпре быстро завоевали симпатии зрителей. Уже в 1831 году, в двадцатилетнем возрасте, он с успехом выставил пять произведений в парижском Салоне, а первых покупателей нашел еще раньше. Салон 1833 года принес мастеру медаль второго класса. Искусствовед Кларенс Кук (Clarence Cook) назвал картины Дюпре «сельской поэзией, которая навевает спокойные и счастливые мысли, вызывая тепло в общественном сердце».
Выставляясь в Салонах, Жюль Дюпре познакомился с Теодором Руссо (Théodore Rousseau) — главным идейным вдохновителем барбизонской школы. Нередко эти живописцы вместе выходили на пленэр, их дружба занимает важное место в творческой биографии обоих. Еще одним значительным этапом в становлении художника стала поездка в Великобританию и знакомство с классиками английского пейзажа, особенно с работами Джона Констебла (John Constable). Отдельные художественные приемы британца прослеживаются во многих произведениях Дюпре.
Быстро найдя свое призвание, художник продолжал совершенствовать его год за годом. Он предпочитал вести уединенный образ жизни и часто выезжал на несколько месяцев в сельские места. Покупатели картин находились быстро, так что Жюль Дюпре не стремился активно выставляться. Среди самых масштабных выставок, в которых он участвовал, можно назвать Всемирную 1867 года и Национальную 1883 года. К старости пейзажист поселился в Л'Иль-Адам, откуда был родом его отец, и редко покидал этот городок под Парижем. Умер он 6 октября 1889 года от осложнений после операции.
Жюль Дюпре был женат на Стефани-Августин Моро (Stéphanie-Augustine Moreau), пара воспитывала троих детей. Также у живописца была дочь от Мари Ложе (Marie Laugée), Тереза-Марта-Франсуаза Котар-Дюпре (Therese-Marthe-Francoise Cotard-Dupre). Она тоже стала художницей. Творчество этого пейзажиста оказало влияние на многих. Например, Винсент ван Гог (Vincent Van Gogh) упоминает его имя в своей переписке с братом около 60 раз. В настоящее время самое большое собрание картин Дюпре хранится в Лувре и других музеях Франции. Также его работы можно увидеть в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге.
Самые известные картины Жюля Дюпре
Картины Жюля Дюпре мало менялись со временем. Это всегда реалистичные, но эмоциональные пейзажи, вызывающие добрые чувства. Эволюцию можно проследить в цветовой гамме: в ранних работах часто встречаются драматичные контрасты, а в поздних колорит становится более спокойным и гармоничным. Вот несколько известных произведений автора:
- «Пейзаж со скотом в Лимузене» (1837). В этом раннем пейзаже с ярким противопоставлением света и тени чувствуется влияние Джона Констебла. Картина хранится в Метрополитен-музее.
- «Дубы Фонтенбло» (ок. 1840). Старый лес Фонтенбло с раскидистыми дубами стал излюбленным местом представителей барбизонской школы. Жюль Дюпре тоже писал этот лес и его окрестности.
- «Лесной пейзаж» (1840-е). Зрелая работа из собрания Эрмитажа хорошо отражает стиль автора. В ней нет сложной композиции, но есть внимание к деталям и настроение. Такой подход называют «интимным пейзажем».
- «Пейзаж с коровами» (1870-е). Эта поздняя картина с искусно написанным небом, нежными красками и теплым колоритом также хранится в Эрмитаже.