Золото в искусстве: топ-5 драгоценных арт-объектов современности
767
просмотров
Февральское утро 2022 года оказалось весьма необычным для посетителей Центрального парка в Нью-Йорке. Их взглядам предстал внушительный куб из чистого золота весом 186 килограммов — произведение искусства немецкого художника Николаса Кастелло. Это не первое громкое событие в арт-мире с участием золотых артефактов за последнее время — драгоценные творения неизменно притягивают внимание на протяжении всей истории человечества. Разбираем наиболее приметные среди них.

Куб Кастелло, 2022 год

Золотой куб высотой почти полметра доставили в Центральный парк Нью-Йорка в 5 часов утра под пристальным наблюдениям охраны — всего на один день. Поскольку работа не выставлена на продажу, ее оценку можно составить пока только исходя из текущей стоимости на 24-каратное золото, из которого она отлита.

По весу драгоценного металла, потраченного на его создание, куб Кастелло «тянет» почти на 20 миллионов долларов.

Автор представляет свое творение как «концептуальное произведение искусства во всех его аспектах». Его мысль становится более ясной после объявления о создании Николасом Кастелло собственной криптовалюты под названием $CAST, которая уже доступна для покупки онлайн по начальной цене 0,39 евро (0,44 доллара США) за монету. А на 21 февраля запланирован NFT-аукцион, где будет продаваться цифровая копия золотого куба.

Николас Кастелло позирует рядом со своим произведением «Куб Кастелло» в Центральном парке Нью-Йорка.

В таком контексте сам куб уже воспринимается как дорогостоящее вложение в эффектную раскрутку новой криптовалюты. Галеристка из Вены Лиза Кандлхофер, которая прибыла в Нью-Йорк на презентацию прогрессивного произведения искусства, называет его «своего рода коммюнике между зарождающейся культурной экосистемой 21-го века, основанной на цифровых технологиях, и древним миром, где безраздельно царило золото».

«Золотой телец» Дэмиена Херста, 2008 год

Когда речь заходит о драгоценных произведениях искусства, одним из первых приходит на ум Херст с его работой «За любовь Господа» — человеческим черепом из платины, инкрустированным бриллиантами. Но творения с золотом также есть в арсенале эпатажного британца. Из него отлиты рога и копыта животного, погруженного в аквариум с формалином, а также диск, венчающий монументальную скульптуру.

«Золотой телец». Дэмиен Херст, 2008 год.

Первая подобная работа художника — тигровая акула, законсервированная в формальдегиде, посвящена размышлениям о жизни и смерти и носит название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». «Золотой телец» отсылает к ветхозаветному идолу, который со временем стал символом поклонения материальным ценностям. Однако второе его название намекает на более глубокую подоплеку: «Красота навсегда в моих мыслях» — что бы сие ни значило. В год создания инсталляция с позолоченным тельцом поставила рекорд продаж на аукционе Сотбис. С финальной ставкой более 10 миллионов фунтов стерлингов она стала самым дорогим на тот момент произведением Херста.

«Америка» Маурицио Каттелана, 2016 год

Имя итальянского художника в последний раз вызывало шумиху в СМИ в связи с его работой «Комик». Свежий банан, приклеенный изолентой к стене, был выполнен в трех экземплярах, два из которых проданы по 120 тысяч долларов каждый. А за три года до того Каттелан создал произведение из более ценного материала — настоящий унитаз из чистого золота. «Америка» была изготовлена на литейном заводе во Флоренции специально для музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и установлена в одном из туалетов музея для посетителей. По словам автора, на отливку унитаза ушло 103 килограмма золота стоимостью более 4 миллионов долларов. А в качестве произведения искусства его оценивали примерно в 6 миллионов.

«Америка» Каттелана в ординарных декорациях публичного туалета.

В сентябре 2019 года «Америка» прибыла в Великобританию для участия в персональной выставке Каттелана ​​в Бленхеймском дворце и установлена в туалете, которым раньше использовался Уинстон Черчилль. Основатель Художественного фонда Бленхейма, Эдвард Спенсер-Черчилль, решил не ставить у экспоната усиленную охрану, так как считал, что воры вряд ли позарятся на действующий унитаз, подключенный к канализации. Но воры оказались менее брезгливыми и о пропаже «Америки» узнали лишь тогда, когда дворец начало заливать водой. Дело о краже драгоценного унитаза так и не раскрыли.

«Природный хаос» Арне Квинце, 2014 год

Похожая судьба постигла скульптуру бельгийского художника, созданную из розового и белого золота, палладия и серебра общим весом около 45 килограммов. 176 метров драгоценной проволоки, изготовленной по эскизу Арне Квинце на мануфактуре в немецкой земле Баден-Вюртемберг, продавали за 2 миллиона долларов. Но воры опередили потенциальных покупателей: в апреле 2018 года скульптуру похитили с выставки «Мой секретный сад», которая проходила в одной из арт-галерей Бельгии.

Арне Квинце (в сером) трудится над упорядочиванием «Природного хаоса».

По словам полиции, преступникам удалось вынести «Природный хаос» через окно галереи и увезти его в багажнике автомобиля. Художник рассказал журналистам, что чувствовал себя опустошенным из-за этого события, так как вложил в это произведение много финансовых и творческих инвестиций. Кроме того, он переживал, что такую скульптуру крайне сложно перепродать, поэтому ее, скорее всего, просто переплавят. Но кто знает: возможно, на самом деле грабителями двигала не жажда наживы, а любовь к прекрасному, и «Природный хаос» до сих пор украшает гостиную одного из них.

«Кто хочет жить вечно?» Тима Бенгеля, 2021 год

На Берлинской неделе искусств 2021 года немецкий арт-деятель представил тост с авокадо из чистого золота весом 11,7 килограммов и стоимостью 2,9 миллионов долларов. Для его изготовления 29-летний художник сделал 3D-копии 27 ингредиентов своего бутерброда из местного кафе: несколько долек авокадо и помидора, кольца лука и листья рукколы, а также половинки бейгла с тыквенными семечками. После чего он отлил их из 18-каратного золота и снова собрал их в виде сэндвича.

Все ингредиенты самого дорогого сэндвича с авокадо в мире авторства Тима Бенгеля.

В пресс-релизе Бенгель проводит аналогию между своим творением и греческим мифом о царе Мидасе, которому удалось исполнилось его желание - уметь превращать что угодно в золото одним прикосновением, — но погибшем от голода. «Нечто подобное происходит сегодня в турбо-капитализме, который в своей жадности к максимизации прибыли уничтожает своих собственных участников», — поясняет он, видимо, имея в виду неконтролируемую вырубку тропических лесов ради высадки деревьев авокадо и перерасход воды на их выращивание. Популярность авокадо невероятна: в 2020 году эти плоды в Америке были популярнее картофеля. «Очевидно, что авокадо играет ключевую роль в культуре миллениалов. Вне зависимости от того, благословение это или проклятие, это настоящее Зеленое Золото», — также написал Бенгель на своей странице в Инстаграм.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится