«Гладиатор» и реальность: как снять исторически достоверный пеплум
56
просмотров
Плох тот историк, который бы не хотел снять исторический фильм правильно! Как можно снять «Гладиатора», чтобы от него потом не плевались специалисты, — в нашей статье.

«Секрет Гладиатора»

Ридли Скотт, снявший на рубеже веков «Гладиатора», дал вторую жизнь пеплумам. И все бросились снимать фильмы о Древнем мире.

Режиссёр решил, что всё уже придумано до нас — нужно лишь взять оттуда самое лучшее. Поэтому, работая над фильмом, фактически переснял старый пеплум «Падение Римской империи», для зрелищности добавив туда гладиаторские бои из «Спартака» и колесницы из «Бен-Гура».

Историчностью пожертвовали ради кассы. И битва с германцами снята не так, и Рим фэнтезийный, и Колизей неправильный. И Максимус, который может унаследовать престол, выдуман.

«Гладиатор» (2000)

Снять хороший пеплум — непростая задача. Он должен быть исторически достоверным и зрелищным. И при этом укладываться в какой-то разумный, по голливудским меркам, бюджет (ну, то есть миллионов в сто).

Но плох тот историк, который не пытался бы поставить себя на место режиссёра.

Древний мир должен играть яркими красками. Этот приём использовался и в школьных учебниках, создавая контраст с мрачным Средневековьем. Нуарные «триста спартанцев» выпадают из этого правила.

От пеплума зритель ждёт красивых битв. Нужны закованные в железо легионы, которые показывают врагу, где раки зимуют, — ведь на то и Рим! Огромные корабли, как в «Клеопатре». Да, такие большие до XIX века строить не умели, потому что секреты утрачены. И ещё нужны катапульты, стреляющие зажигательными снарядами.

Древняя цивилизация должна быть показана во всём её великолепии. Чтобы восхищённый зритель думал: «Эх, жили же люди!» И покупал халат или махровое полотенце, украшенные меандром, приобщаясь так к античной культуре.

И как снять такой фильм? Необязательно выдумывать Максимуса — и помещать его в эпоху Марка Аврелия. Похожие персонажи в римской истории были.

Глазами сценариста: месть за Тевтобургский лес

Три легиона под командованием Вара из-за предательства Арминия попали в засаду в Тевтобургском лесу и были уничтожены. В Иллирии в это время (9 г. н. э.) бушевало восстание. Воевать на два фронта Риму было тяжело — и император Август приказал эвакуировать гарнизоны восточнее Рейна.

Проект создания новой провинции между Рейном и Эльбой был закрыт.

После смерти Августа (в 14 г. н. э.) наместником Галлии и Германии был человек, которого звали Германик. Он был благородных кровей — и вполне мог стать во главе империи. Как это позже сделал его брат, известный нам как Клавдий.

Для начала Германику пришлось подавлять мятеж легионов рейнской армии — задача непростая, но он справился. А чтобы поддержать дисциплину — совершить поход за речку. А потом ещё и ещё…

В 15 году полководец достиг места сражения в Тевтобургском лесу и захоронил останки римских воинов.

«Возвращение в Тевтобургский лес», художник — Вилиус Петраускас

Не все походы Германика были успешны. Однажды буря потопила и выбросила на берег много кораблей с римлянами, которые возвращались из похода морским путём.

Вершиной же военных успехов полководца стала битва при Идиставизо в 16 г. н. э. Германик привёл в Долину дев восемь легионов, не считая вспомогательных когорт и ал, и разгромил объединённое войско германских племён. Причём сделал это красиво.

Римская конница нанесла удар во фланги и в тыл варварам, а легионеры поддержали её фронтальной атакой. Германский предводитель Арминий был ранен и едва спасся во всеобщем хаосе. По словам Тацита, эта победа обошлась римлянам малой кровью.

Битва при Индиставизо

Кстати, по сюжету книги «Мастер и Маргарита», в этой битве участвовал центурион Марк Крысобой. И там его спас командовавший кавалерийским отрядом Понтий Пилат. В качестве пасхалки можно было бы ввести в фильм этого центуриона и этот эпизод.

Казалось, ещё немного — и земли варваров до самой Эльбы вновь будут завоёваны империей… Но Германик был отозван с рейнской границы.

Удачливый полководец для императора опаснее орд варваров.

Тиберий боялся роста популярности Германика и появления нового Цезаря. Командующий был отправлен на восток разбираться с гордиевым узлом проблем в азиатских владениях. И у него это потихоньку получалось. Так, империя приросла двумя новыми провинциями — Каппадокией и Коммагеной. Но осенью 19 года Германик тяжело заболел и умер. Возможно, он был отравлен по приказу Тиберия.

Смерть Германика, художник — Никола Пуссен

Германик был полководцем, способным разгромить варваров и мечом раздвинуть пределы римского мира. Он и должен был стать главным героем пеплума. Страх и зависть прервали его жизнь и, возможно, изменили ход мировой истории.

А как же «гладиатор»?

Легат не мог так низко пасть и быть проданным в гладиаторы, как это показано в фильме Скотта. Но гладиаторы в римскую армию иногда призывались. Так, они обучали легионеров фехтованию. Возможно, кто-то из гладиаторов мог отличиться в боях и стать, например, телохранителем полководца.

В идеале гладиатор должен быть германского происхождения. То есть он оказывается в рядах римской армии, которая воюет с его соплеменниками. Или, напротив, с кровными врагами.

Глазами режиссёра

Тацит описал много интересных и драматических деталей этих походов. Не нужно устраивать апокалипсис и сжигать лес бензиновыми бомбами, как это сделал Ридли Скотт. Можно просто снять несколько боевых эпизодов по Тациту.

«Гладиатор» (2000)

Бои в лесах, на переправе, штурм германских укреплений, оборона римского кастеллума…

Нужно тщательно подходить к деталям, зная, как много сейчас развелось «заклёпочников», следовать требованиям научных консультантов и приглашать экспертов из клубов исторической реконструкции.

Например, обязательно надо показать, как римские воины метают пилумы — копья с длинными наконечниками. Чтобы не получилось, как в сериале «Рим»: в битве при Филиппах римляне сначала идут в бой с пилумами на плече, а потом вступают в схватку с мечами в руках. Куда делись метательные копья — неизвестно.

Будем честны, зритель извинит, если заклёпки будут не там. Зритель не извинит занудства. «С пятого часа дня и до ночи наши рубили врагов; на протяжении десяти тысяч шагов все было усеяно их трупами и оружием» — я хочу увидеть эту цитату из Тацита буквально. С ревущими толпами херусков, которые плещут оружием как водой на стены легионеров, с резнёй в сумраке леса, с дикой отвагой и дикой жестокостью по обе стороны. А что шлем у него не той системы — Бог с ним, у Гибсона в «Храбром сердце» шлемы тоже не той системы были.

Брошенные с небольшого расстоянии пилумы способны пробить щит. Воин мог получить ранение либо должен был бросить щит с глубоко застрявшим там копьём. Со всеми вытекающими последствиями.

И обязательно — буря, которая крушит римский флот! А потом выбрасывает корабли на берег… Римляне могут разгромить германских варваров, но бессильны перед стихией! Однако даже после этого Германик был способен проводить успешные походы за Рейн.

Речь о том, как Германик сплавился со своим войском по реке к морю и собирался было после победоносной кампании покинуть театр боевых действий по воде. Но, см. выше, случилась буря. Хотя сам Германик выжил.

После сериала «Спартак» поляна гладиаторских боёв в кино сильно вытоптана. Хотя бои на арене со львами и медведями (а не с уссурийскими тиграми) нормально так и не сняли. Не говоря о навмахиях — морских сражениях гладиаторов.

Покажите специально подтопленную арену, на которой гладиатор дерётся с крокодилом. А лучше 10×10. Только не в одну калитку, у честного пресмыкающегося парня должен быть шанс сделать кусь двуногому. Опять же, поддадим драмы — пусть крокодильчики сожрут комического помощника главного героя (комического помощника сыграет Шонус Бинус). Такого зритель не видел, я гарантирую это. И оргию после. Чего мы только о драках: убил крокодильчика — и тут же в особняк к восторженной жене сенатора. Заодно повесточку отработаем, кстати, — жена сенатора будет чернокожей. Ну, или хотя бы рабыня жены сенатора. Опять же, при достаточно внушительных и округлых тактико-технических характеристиках зритель нас с восторгом простит. Я сам мальчик, я люблю про драки. Но повесточку отрабатывать надо, а на оргиях экономить нельзя. Танатос — и сразу чтоб Эрос.

Имея современные инструменты (компьютерную графику), кинематограф способен делать не только зрелищные фильмы, но и претендующие на историческую достоверность. Хотелось бы, чтобы это стало новой фишкой в кино.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится