От природы Борису Михайловичу досталась чувствительная, мягкая и застенчивая натура. И вместе с тем у него был твердый, целеустремленный характер и необычайная работоспособность. Однажды в их городе проходила выставка работ передвижников, и это оказало на 9-летнего Бориса огромное впечатление - он твёрдо решил стать художником. В 15 лет он начал брать уроки живописи у астраханского художника Власова. А через три года становится студентом Петербургской Академии художеств, учеником самого Репина.
Кустодиев окончил Академию с золотой медалью и был направлен за границу на стажировку. А вернувшись оттуда, художник быстро получил признание в России. На его полотнах проявился уникальный мир - совершенно оригинальный и неповторимый.
Поиск индивидуального творческого амплуа привело художника к идее создания необычного мира русской провинции в его парадной, праздничной ипостаси. Чистота и яркость красок, декоративность одежд и интерьеров, "вкусно" написанные натюрморты и доскональнейшая детализация картин Кустодиева были созвучны с лубком - видом искусства, близким народному восприятию. Сюжетная направленность полотен художника несла в себе недосягаемую народную мечту о сытости и достатке, о нескончаемом празднике жизни, где отсутствует грубая реальность.
Семья художника в живописных образах
В двухлетнем возрасте оставшись без отца, Борис обладал повышенным "чувством семьи". Он как никто из русских художников-современников очень часто писал картины, отражающие самых близких ему людей. В красках и графике, в скульптуре и гравюре мастер показал любовь к своей семье, изображая своих родных в различных жизненных ситуациях.
Необыкновенно трогательной была любовь Бориса Михайловича к его жене Юлии Прошинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Она была полной противоположностью пышнотелым героиням его картин. Зато с жены Юлии Кустодиев писал образ Богоматери на своих иконах. В семейной жизни он считал себя обладателем счастливого билета.
В семье Кустодиевых родится сын Кирилл, а через пару лет голубоглазая дочь Ирина. Они то и будут героями многочисленных полотен художника, посвященных семье.
А когда у Кустодиева начали проявляться первые признаки болезни, он, превозмогая боль, продолжал преподавать и упорно работать над картинами. В 1909 году Борису Михайловичу диагностировали опухоль спинного мозга. Болезнь, приковавшая художника к инвалидному креслу, прогрессировала, и ему пришлось перенести несколько оперативных вмешательств.
Юлия была всегда рядом - и друг, и жена, и сиделка, и врач одновременно. И как-то во время очередной операции к жене из операционной вышел хирург и сообщил: «Мы можем спасти что-то одно: либо руки, либо ноги». «Он художник, оставьте руки», - ответила Юлия. Она же придумала кресло-каталку с небольшим мольбертом, пытаясь до последнего часа сохранить в муже жажду к жизни и творчеству.
Картины, написанные в последние годы жизни.
Невзирая на адскую боль, Борис писал свои полотна лежа в постели практически до последних своих дней. И именно в этот тяжёлый период художник пишет наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Полотна, написанные в последние пятнадцать лет жизни, он создавал по памяти, благодаря своему уникальному таланту. Он писал Россию, которая уже исчезла, но новую он не успел узнать, так как весь мир его был заключен видом из окон его квартиры.
Всю свою жизнь в душе он оставался большим ребенком, который идеализировал все происходящее в действительности, свято веря в то, что красота спасет мир.
Что примечательно, многие картины датируются 1920 годом - самым голодным годом в Стране Советов. Когда голод косил всю Россию, а в Петрограде он свирепствовал особенно, Борис Кустодиев писал на своих полотнах потрясающее изобилие продуктов.
Умер Кустодиев от воспаления легких, когда ему исполнилось чуть больше 49 лет в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха». Захоронен в Александро-Невской лавре, а в 1948 году прах и надгробный крест были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Его верная супруга Юлия ушла из жизни в блокаду во время Отечественной войны. В истории искусства не так уж много было таких гармоничных пар, которые осуществили в своем союзе данное свыше: вместе и в горе, и в радости.