О том, как XIX век стал свидетелем появления нового вида саморекламы через искусство, пионером которого стали портреты Наполеона Бонапарта – далее в статье.
Краткая биография
Наполеон Бонапарт родился пятнадцатого августа 1769 года на острове Корсика в семье не очень состоятельных аристократов. В возрасте пятнадцати лет он отправили в Королевскую военную академию в Париже. В шестнадцать лет он начал свою военную карьеру в звании младшего лейтенанта, обучаясь в лучшем артиллерийском подразделении французской армии. После начала Французской революции Наполеон вернётся на Корсику. Вдохновлённый революционными идеалами, он сразу же занялся корсиканской политикой. Вскоре Бонапарт стал лидером фракции, выступавшей против губернатора острова Паскуале Паоли. К несчастью для него, Паоли оказался жестоким противником. После победы над Наполеоном Корсиканская ассамблея объявила всю семью Бонапартов предателями и изгнала их с острова.
Вновь оказавшись на материковой части Франции, Наполеон продолжил свою военную карьеру. Одержав свою первую великую победу всего в двадцать четыре года, освободив город Тулон, он стал героем революционной Франции. Два года спустя, в 1795 году, молодой Бонапарт подавил восстание национальных гвардейцев и толпы в Париже. Этот подвиг принёс ему звание генерала, командующего армией Италии, в возрасте двадцати шести лет.
Антуан-Жан Гро
Самые ранние монументальные портреты, заказанные генералом Бонапартом, были написаны во время его кампании в Италии. Одна из таких картин Бонапарта, которая является одним из наиболее репрезентативных примеров пропаганды Наполеона в качестве генерала, была написана Антуаном-Жаном Гро. Художник закончил картину под названием «Бонапарт на Пон-д'Арколь» в 1797 году.
Этот портрет представляет одну из основ легенды о Наполеоне, битву при Арколе и самого Бонапарта, возглавляющего атаку в тылу врага. Согласно традиции военного портрета, модель должна находиться в положении стоя, глядя на зрителя, на заднем плане - далекое поле боя. Гро отходит от этой традиции, чтобы продемонстрировать героический подвиг Наполеона. С флагом в левой и мечом в правой руке генерал направляется к врагу, но оглядывается на свои собственные войска справа. Бонапарт бежит перед двумя конфликтующими сторонами, но всё же умудряется оставаться спокойным и бесстрашным. Фон остаётся размытым, нечётким.
Битва при Арколе
С исторической точки зрения битва при Арколе была одной из самых тяжёлых побед во время итальянской кампании. Французские солдаты были деморализованы из-за нехватки продовольствия, отсутствия подкрепления, более многочисленной австрийской армии и новостей о потерях в других частях Европы. Увидев мост, некоторые французские офицеры, в том числе и Наполеон среди них, решили выступить перед своими солдатами, чтобы побудить их прорваться. Идея штурма вражеских позиций была быстро отброшена, и Наполеон упал в болото во время австрийской контратаки. После того, как его офицеры вытащили из грязи, он одолжил лошадь и уехал, чтобы переодеться. Несмотря на катастрофические результаты, это событие стало центром личной пропаганды Наполеона.
Существует очевидное различие между портретом Наполеона Бонапарта и тем, что произошло на самом деле: исторический генерал с позором отступает с поля боя. Это указывает на желание Наполеона представить себя лидером, чьи солдаты верны, и позиционировать себя среди героических командиров, как прошлых, так и настоящих. Самореклама портрета Наполеона Бонапарта, написанного Гро, была бы невозможна без культурных и политических изменений, произошедших во Франции до и во время революции.
Старые традиции
Во второй половине восемнадцатого века Франция приняла почитание канона великих людей. Процесс создания национальных героев был инициирован самим государством, которое заказало многочисленные статуи и картины. Этот период ознаменовал переход общественного почитания от святых и королей к философам и полководцам, чьи культы связаны с их личностью и деятельностью.
Этот сдвиг положил начало национализации истории, в которой любой, кто сделал что-то великое, заслужил общественную похвалу и славу. Хвала и слава были представлены в виде монументальных статуй или бюстов на общественной площади. К концу столетия как государственные, так и военные лидеры будут представлены в средствах массовой информации, предназначенных только для деятелей монархии. Тенденция демократизации визуального представления усилилась после падения французской монархии во время революции 1792 года. Стандартизация иконографии позволила неизвестным личностям, готовым пожертвовать собой ради своей страны, стать героями Революции. Эти люди были мучениками свободы, жертвами врагов, как внутренних, так и внешних, и частью культа, пропагандируемого государством.
От мученика до военного героя
Культ мучеников преобладал в революционной иконографии до падения Робеспьера, угасания революционного рвения и массовой мобилизации. В этот момент возник культ военных героев, который лёг в основу портрета Наполеона Бонапарта. В течение 1793 и 1794 годов французская пресса была наводнена анонимными фигурами простых солдат, а не генералов или командиров. Независимо от достоверности их историй, их функция заключалась в том, чтобы представлять обычного республиканского солдата, часто сражающегося насмерть с превосходящим и более многочисленным врагом. Героизм конкретного человека был вездесущ в ежедневной прессе, как награда для тех, кто был готов отдать свою жизнь за свою страну, и как стимул для других граждан действовать таким же образом. Портрет Наполеона Бонапарта, созданный Гро, соответствовал этим представлениям, основанным на идее свободных людей, преодолевающих любые препятствия одной лишь силой воли.
Миф и судьба
Портрет Наполеона, созданный Гро, был положен в основу уже устоявшейся иконографии среди революционной элиты, которой предназначался этот портрет. На картине Наполеон, генерал армии в Италии, становится архетипом простого пехотинца и носителя мужества. Такого поведения ожидали от всех военных чинов. Он - фигура, которая храбро несёт знамя Французской революции, вдохновляя и поднимая боевой дух своих охваченных страхом, но преданных солдат.
Идентичное описание Наполеона можно найти в газете, которую сам Наполеон издавал в Италии, «Курьер армии Италии». Та же газета продвигала истории простых солдат по приказу самого Бонапарта. Он был не первым генералом, который использовал саморекламу и драматизировал свою роль в борьбе с врагами революции. Однако, в отличие от других генералов, он выделялся тем, что придавал своему образу глас судьбы и создавал вокруг своего персонажа ореол мифа.
Картина была выставлена на Парижском салоне в 1801 году, но поначалу не получила особого одобрения публики. С другой стороны, сам Наполеон воспринял это с большим энтузиазмом и убедил художника сделать гравюру, которая была бы напечатана. Гравюры этого портрета имели огромный успех, и последовали многочисленные издания и копии. Собственный интерес Бонапарта к гравюре демонстрирует его осознание силы печатного изображения как пропаганды.
Другая версия этого портрета в виде гравюры была завершена Томасом Пироли. Хотя и более простая, она была основана на оригинальной картине и также посвящена итальянской армии. Благодаря этим гравюрам Наполеон вышел далеко за пределы парижской салонной публики. Этот портрет Наполеона Бонапарта мог бы охватить всю Европу и, что более важно, его собственную армию Италии. Благодаря этому Бонапарт назначил Антуана Жана Гро членом Комиссии по искусству, созданной для отбора и транспортировки значительных произведений искусства из Италии обратно во Францию.
Искусство и пропаганда
На этом примере портрета Наполеона Бонапарта можно увидеть, как визуальное представление развивается в тесной связи с политическими амбициями. Сосредоточенные на личности изображаемых, такие художники, как Гро и Жак-Луи Давид, должны были направлять идеи, распространяемые Наполеоном в других средствах массовой информации, на свои работы. Основываясь в своей работе на традиционных формулах художественного выражения и современных политических, культурных и социальных событиях, они создали множество драматических представлений. Следовательно, в восприятии и воображении французского общества эти представления возводили Бонапарта в ранг мифического героя.
Заложив фундамент с помощью этого портрета, Наполеон продолжал формировать, сохранять и контролировать своё собственное восприятие среди французов во время своих кампаний. Визуальные материалы, созданные в этот период, а также газетные статьи и прокламации самого генерала, информируют не только о его военной, но и о его политической и личной кампании.