«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей…» (Лев. 21:1–5).
На подавляющем большинстве икон (да практически на 100%) Иисус Христос изображен с бородой. Собственно, после этого факта уже можно закрывать обсуждение и даже не разбираться дальше, кто правоверный христианин, а кто мерзкий схизматик (раскольник)! Это все, конечно же, шутки. На самом деле никакой принципиальной разницы между наличием и отсутствие бороды нет. Ее присутствие на лице или отсутствие – не более, чем традиция. Более того, традиция не строгая, так как и сегодня, и в прошлом были католические священники и монахи, которые носили бороды, подобно своим православным коллегам.
Что же касается традиции ношения или отсутствия бороды, то здесь все дело в традиции культуры. Раскол Церкви продолжался много столетий. При этом один из престолов оказался в Риме (кэп!), а другой в Константинополе. Оба престола были в «своей» Римской империи после смерти императора Феодосия I в 395 году нашей эры. Между империями было много общего, однако постепенно они все больше начинали отличаться друг от друга в культурном плане. Проявлялось это даже в таких мелочах, как ношение бороды…
В Западном Риме гораздо больше опирались на «классическую» римскую культуру, где отношение к любой растительности на теле скорее отрицательным, считалось признаком варварства. Хотя, конечно, к IV веку нашей эры нравы стали все-таки «помягче». Тем не менее классическая традиция – это вам классическая традиция! В Восточном Риме же гораздо больше опирались на эндемичную «классическую» греческую культуру, пускай, и сильно романизированную. А в Греции во все времена, даже в эпоху абсолютного римского господства, отношение к растительности на теле и лице было сильно проще. Поговаривают, что древние римляне даже дразнили бородачей шутками о том, что они «какие-то греки». Собственно, отсюда проистекло и отношение к бородам у священников двух разных конфессий, престолов церкви.