Интерес к поэзии и разнообразным её направлениям стало предтечей феномена «поющих поэтов». Это были люди, которые писали и стихи, и музыку, и сами себе аккомпанировали. Авторская песня, прежде всего, ориентирована на текст, которому подчиняется мелодия и мотив. Поэтому бардов чаще всего относят к деятелям художественной литературы.
Эпоха 60-х — «золотое время» Советского Союза
25 февраля 1956 года Никита Сергеевич Хрущёв выступил на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности». В нём Хрущёв развенчивал культ личности Иосифа Сталина. В докладе были обличены преступления Сталина против партии и народа, обнародованы зверства его правительства и предоставлены факты участия генералиссимуса в репрессиях 20-40-х годов.
Эту дату считают точкой отсчёта в демократизации общества, зарождении либеральных настроений и эпохе нового поколения. Исследователи называют конец 50-х — начало 60-х годов XX века «золотой эпохой» СССР, а период Хрущёвской власти — «оттепелью». Критика «культа личности», начало восстановления репрессированных, долгожданная свобода слова и достижения СССР в науке и технике вызвали подъём молодого поколения интеллигенции.
После Карибского кризиса цензура и идеологический контроль были ужесточены, и «оттепель» начала сходить на нет. В 1964 году Никита Сергеевич отошёл от власти в связи с «ухудшением здоровья». По факту же генсека отстранили от управления страной. К двадцатой годовщине победы в Великой Отечественной войне десталинизацию страны приостановили. Советский Союз вступил в следующую эпоху — брежневского «застоя».
Феномен бардов в эпоху «оттепели»
В эпоху «оттепели» родилось множество свежих идей и форм мелодий. Можно было услышать как отечественных эстрадных любимцев, таких как Марк Бернес, Муслим Магомаев и Майя Кристалинская, так и зарубежных певцов. Одним из них был всемирно известный джаз-оркестр Бенни Гудмана, концерты которого встречали бурными овациями.
Авторы-исполнители сосредоточились на текстах песен, а не на мелодии. Песни бардов были узнаваемы с первого взгляда, они не отличались большим разнообразием. Причина их популярности заключалась в том, что эти песни можно было легко играть на гитаре.
В 50-90-х годах бардовская песня — общественное движение. Пик его развития пришёлся на период «оттепели». В отличие от официальных песен СССР, «неофициальные» слушали и пели все. Это были песни, которые соответствовали духу времени, романтизма и свободы. Песни, которые, несмотря на незатейливые мелодии и простые мотивы, были наделены глубоким смыслом текстов.
Их пели у костров, в походах, геологических экспедициях, в кругу хороших друзей и где приходилось. В этой непринуждённости и заключается большое очарование бардовской песни.
Это демократизирующее явление проявилось во многом благодаря тому, что люди стали пробовать себя в качестве авторов как способ самовыражения. Авторские песни получили такое широкое распространение, что их поистине можно назвать народными.
Зарождения Грушинского фестиваля бардов
Грушинский фестиваль — это песенный фестиваль, который регулярно проводится под Самарой с 1968 года. Его официальное название — «Всероссийский фестиваль художественной песни им. Валерия Грушина». Это старейший и крупнейший фестиваль бардовской песни, который проходит в форме кемпинга. Главная концертная площадка представляет собой плавучую сцену в форме гитары. Сегодня фестиваль привлекает десятки тысяч любителей бардовской песни по всему континенту.
Грушинский ежегодный фестиваль проводится в начале июля на берегу Мастрюковских озёр. Фестиваль объединяет мастеров бардовской песни, новичков этого жанра и любителей. Его цель — приобщить молодёжь к музыке, поэзии, туризму и спорту.
Самые известные барды Советского Союза
Бардами-«основателями» принято считать восемь выдающихся музыкантов-стихотворцев: Михаил Анчаров, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Юрий Ким, Новелла Матвеева и Булат Окуджава. Это первое поколение «бардов-шестидесятников», каждый из которых внёс свою лепту в развитие нового движения. Как-то Владимира Высоцкого спросили: «А не боитесь, что вам запретят выступать? — он ответил: «У меня это право никто отобрать не может, потому что его никто не давал». Действительно, это были слишком свободные люди, чтобы их вставлять в какие-либо рамки.
Булат Окуджава (1924—1997)
Окуджаву называют родоначальником направления авторской песни. В традициях городского романса песни Окуджава исполнял «тихие», часто грустные, мелодичные, полные нежности, сочувствия и сострадания произведения. Поэзия Окуджавы уникальна тем, что она глубоко лирична по своему характеру. Она направлена на восприятие не одного человека, а всех сразу, выражая не только «я» поэта, но и всеобщие чувства.
Александр Городницкий (1933—наст.вр.)
Советско-российский поэт и один из основателей жанра авторской песни в России. Песня Городницкого «Атланты» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.
Александр Галич (1918—1977)
Вдохновлённый романсовой традицией и творчеством Александра Вертинского, Галич был наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни. Его песни стали очень популярными благодаря появлению магнитофона. В 60-е годы Галич исполнял собственные стихи под аккомпанемент семиструнной гитары. Его первые песни были политически безобидными, но явно противоречили официальной советской эстетике.
Владимир Высоцкий (1938—1980)
Поэзия Высоцкого отличалась разнообразием тематики (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), острым подтекстом и социально-нравственными позициями, которые подчёркивал автор. Для его работ, изображающих внутренний выбор людей в экстремальных ситуациях, характерны экзистенциальные мотивы.
У бардов 60-х годов был мотив, который объединял людей. Как будто они знали рецепт выживания в беспросветные времена. Даже после смерти их вспоминают как стойких оптимистов, способных переносить любые трудности без ущерба для своего позитивного мироощущения.
Появление бардовской песни как движения за свободу в перестройку заставило некоторых усомниться в её жизнеспособности. Но в 1990-х годах всё встало на свои места, и песня получила новую жизнь. Не отбрасывая принципов бардов-основателей, современное поколение ищет новые художественно-поэтические и музыкальные средства сочинения и исполнения песен. И даже если барды не так востребованы, как русские исполнители, которых слушают за рубежом, их песни продолжают греть душу.