Ранние годы
Эпикур родился в 341 году до нашей эры, ближе к концу того, что сейчас считается классической эпохой в греческой истории. Он жил в относительной бедности на острове Самос, где его отец работал школьным учителем, профессия, которая плохо оплачивалась и не пользовалась большим уважением. Остров находится у берегов современной Турции, но семья Эпикура была колонистами из Афин. В возрасте восемнадцати лет Эпикур отправился в Афины, чтобы утвердить своё гражданство, примерно в то же время, когда умер Александр Македонский. Вызванные этим потрясения в греческом мире, вероятно, послужили толчком к тому, что афинские колонисты Самоса были вытеснены местным населением.
Эпикур начал изучать философию примерно в возрасте четырнадцати лет, и когда он воссоединился со своей семьёй, которая теперь стала беженцами в Малой Азии, он основал свою собственную философскую школу в двух местах на побережье Турции, прежде чем вернуться в Афины, чтобы основать свою школу около 307 года до н. э. Он жил и преподавал в Афинах до конца своей жизни и умер там около 271 года до н. э. в возрасте семидесяти лет как один из самых известных философов своей эпохи.
Развитие философии Эпикура
Мало что известно о том, как Эпикур изучал философию или какой опыт привёл его к своим выводам. Считается, что через год после того, как он вернулся в свою семью, он учился у человека по имени Наусифан, который сам был учеником философа Демокрита. Несмотря некоторые части философии Эпикура многим обязаны идеям Демокрита, особенно его вере в то, что мир состоит из атомов, он пренебрежительно отзывался о своём бывшем учителе, называя его «Моллюском».
На самом деле Эпикур пренебрежительно относился к работам многих других философов, включая Сократа и Платона, отчасти потому, что он рассматривал философию как практическую систему для достижения счастливой жизни, а не как способ исследования абстрактных идей логики и математики. Его презрение к другим философам может быть одной из причин, по которой на него так яростно нападали его современники, афинские стоики.
Как это было типично для философов того времени, Эпикур начал свою школу с преподавания на общественных площадях Афин. Однако это был конкурентный и презрительный бизнес. После ряда кровопролитных ссор Эпикур изменил свой способ преподавания. Он переехал в дом, расположенный далеко от оживлённого центра Афин, и вместо того, чтобы преподавать на публике, начал преподавать в своём саду. Это позволило ему практиковать то, что он проповедовал, ведя тот образ жизни, который он отстаивал в своих учениях. Это было далеко не похоже на распутную жизнь, полную излишеств в вине и плотских утех, как утверждали сплетники.
Что делает людей счастливыми
Многие философы до и после Эпикура занимались попытками понять, что такое добро или что такое справедливость, но Эпикур был тронут страданиями и страхом окружающих его людей и вместо этого сосредоточился исключительно на том, что делает людей счастливыми. По сути, он был гуманистом, и его целью было найти решение тех страданий, которые он видел. Это привело его к размышлению о континууме удовольствия и боли.
«Отсутствие удовольствия само по себе плохо. Но то, что приносит удовольствие, в определённых случаях влечёт за собой нарушения, во много раз большие, чем само удовольствие», - размышлял философ. Точка зрения Эпикура заключалась в том, что чем больше человек получает от чего-либо удовольствия, тем быстрее он пресыщается этим, и в конечном счёте, на смену удовольствию приходит безразличие и разочарование, а иногда и боль. Решение сделать людей счастливее заключалось скорее в устранении источников боли, а не в том, чтобы предаваться чувственным удовольствиям ради сиюминутного удовлетворения своих потребностей.
Беспокойство и его устранение
Эпикур стремился к свободе от беспокойства и спокойной жизни. Его философия не была эгоцентричным оскорблением общепринятой морали, как предполагали его недоброжелатели. Скорее, она была сосредоточена на простых радостях жизни, которые делали людей счастливее в долгосрочной перспективе и, возможно, по иронии судьбы, приводили к тому, что кто-то был нравственным и добродетельным почти как побочный эффект. Эпикур стремился выявить основные источники страданий и устранить их, главным образом, путём философствования и принятия разумных выводов о том, что человеку действительно нужно.
Он считал, что одним из основных источников беспокойства, как и у многих людей в наши дни, была работа. Работа — это то, чем человек вынужден заниматься на протяжении всей своей жизни, дабы обеспечить себя. Ежедневный стресс на работе, попытки подняться вверх по карьерной лестнице, недопонимание с коллегами и начальством – всё это настолько утомительно и невыносимо, что даже конечный результат не приносит удовольствия и удовлетворения. В итоге, всё это приводило людей к тому, что они упускали из жизни более важные моменты, обесценивая собственное время и самооценку.
Решение Эпикура было двояким. Во-первых, человек должен отказаться от работы на других людей и работать на себя, в одиночку или с друзьями, над чем-то, что имеет для него значение и ценность. Во-вторых, человек должен стремиться быть как можно более самодостаточным, чтобы ему не приходилось полагаться на внешние источники для получения денег, необходимых для жизни. На практике Эпикур и его последователи работали в саду своего дома и продавали то, что выращивали, в качестве источника дохода, одновременно прокармливая себя.
Богатство и роскошь не приносит счастья
Ещё одним источником беспокойства, выявленным Эпикуром, была нехватка денег, но при этом, как утверждал философ, даже деньги не делали людей счастливыми. Афины раннего эллинского мира были одним из крупнейших городов империи Александра Македонского и крупным торговым портом. Магазины и рынки были полны всевозможных удовольствий от свежеприготовленных деликатесов до ароматических масел и цветных шелков. Афины были полны богатства и роскоши, но только для тех, у кого были деньги.
Тем не менее, Эпикур видел, что богатство и роскошь тоже не делают людей счастливыми. Как и сейчас, люди просто гонялись за большим, не задумываясь о том, что им нужно, и таким образом попадали в ловушку, пытаясь не отставать от афинского «мажора».
Постоянное чувство нехватки и необходимость стремиться к большему богатству были источником беспокойства. Эпикур решил эту проблему, живя экономной жизнью и избегая крысиных гонок потребителей. Самодостаточность, которой обладали он и его друзья, означала, что у них было всё необходимое. Говорили, что у самого Эпикура было только два плаща, что было далеко не декадентским.
Дружба
Ещё одной причиной беспокойства была погоня за романтической любовью и плотскими удовольствиями. Эпикур считал, что влечения и влюблённости следует избегать, где это возможно, поскольку они, как правило, приносят с собой негативные чувства ревности, гнева и депрессии из-за того, что их бросили, а также изрядную долю безумия. Несмотря на слухи о том, что он жил с множеством куртизанок, Эпикур, похоже, в основном соблюдал целибат и не имел собственных детей. Что он предпочитал, так это компанию хороших друзей.
Дружба, по-видимому, рассматривалась Эпикуром как величайшее удовольствие в жизни. Понимая, что человек - социальное животное, он считал, что развитие дружеских отношений является ключом к счастью и неотъемлемой частью хорошей жизни. Это было удовольствие, но с небольшими негативными последствиями, и отчасти поэтому Эпикур взялся за идею общинной жизни.
«Из всех вещей, которые мудрость обеспечивает для счастья всего человека, безусловно, самой важной является приобретение дружбы».
Эпикур делил дом, в который он переехал за пределами Афин, со многими близкими друзьями и их семьями. Они жили, ели и работали вместе. Друзья были полезны не только благодаря поддержке в жизненно важные моменты, а и благодаря умению вести беседу, поддерживая тему, необходимую для философствования и обретения мудрости.
Мораль и удовольствие
Он пришёл к выводу, что благодаря приятной, сбалансированной жизни без излишеств, люди в конечном итоге становятся мудрыми и справедливыми. Для Эпикура быть счастливым означало жить жизнью, свободной от тревог. Исходя из его философии, становится ясно то, что невозможно обрести гармонию с собой и собственными мыслями, находясь в извечном стрессе, гневе, тревогах, ревности и недопонимании. И лишь уважительное и справедливое отношение друг к другу способно привести к нравственному благу.
«Невозможно жить приятной жизнью, не живя также разумно, благородно и справедливо...»
В философии Эпикура удовольствие происходит не от потворства роскоши или чувственности, а от устранения беспокойства и сосредоточения на простых радостях жизни, таких как дружба. Таким образом, он отождествлял свой идеал удовольствия с самим благом. Ирония, возможно, заключается в том, что, вопреки критике его недоброжелателей за потворство своим желаниям и безнравственность, стремление к удовольствию на самом деле ведёт к нравственности. В философии Эпикура сосредоточение внимания на том, что действительно делает человека счастливым, и отказ от миража счастья, создаваемого обществом в целом, приводит к тому, что люди становятся хорошими. В конце концов, довольно трудно быть хорошим, если ты несчастлив.
О том, что случилось с гениальной женщиной-философом Гипатией, читайте в следующей статье, в которой рассказано о её жизни с непростой судьбой и печальным концом.