Сказочный дровосек
В самой известной работе Дадда - «Мастерский замах сказочного дровосека» (ок. 1855–64) странные силуэты мужчин и женщин в диковинных костюмах и головных уборах застыли среди листьев и цветов. Все они смотрят на человека в коричневом одеянии, который взмахнул топором, чтобы разрубить лесной орех. Этот холст словно отражает раннюю биографию самого Дадда: в 1843 году, во время припадка болезни, он убил собственного отца. Большую часть жизни художник провел в специализированных учреждениях для душевнобольных, где и создал большую часть своих удивительных картин.
Искусство и безумие
Перепись 1878 года в Соединенном Королевстве упоминает Дадда как «художника» и «сумасшедшего». Дадд был не первым человеком искусства, которому поставили подобный диагноз. И в самом деле, философы и врачи на протяжении тысячелетий выдвигали гипотезу о том, что творчество и душевные болезни связаны между собой.
Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что за художественным вдохновением стоит своего рода божественное безумие. От Винсента Ван Гога, отрезавшего себе ухо, до самоубийства Сильвии Плат, включившей газ и сунувшей голову в духовку, - многих поэтов, живописцев и писателей помнят не только благодаря их произведениям, но также их маниям и депрессиям.
История Дадда – это один из самых трагических примеров блестящего таланта в сочетании с психическим заболеванием, которое, к тому же, плохо лечили.
Биография художника
Дадд родился в Кенте в 1817 году, а его семья переехала в Лондон, когда ему было 18 лет. Два года спустя он поступил в Королевскую академию художеств. Он получил несколько наград за свое мастерство, и на то время сосредоточился на традиционной серии иллюстраций к произведениям Шекспира. В начале 1840-х он рисовал фей из «Сна в летнюю ночь»: известна его картина, изображающая спящую Титанию, королеву фей. А его полотно 1842 года «Приди к этим желтым пескам» явно черпает вдохновение из «Бури».
Жизнь Дадда приняла печальный оборот во время его путешествия по Европе и Ближнему Востоку с покровителем - сэром Томасом Филлипсом. Они отправились в путь в июле 1842 года. Друзья пересекли Альпы, осмотрели Венецию, а затем поехали в Грецию, Константинополь (современный Стамбул), посетили Кипр, Бейрут, Иерусалим и другие города.
В этот период Дадд начал страдать от головных болей. Но его состояние обострилось при осмотре изображения египетского бога Осириса в Каире. Он стал параноиком, угрожая Филлипсу. Художник полагал, что в него воплотился дух божества, которому поручено сражаться с дьяволом.
Убийство отца
Когда Филлипс и Дадд вернулись в Лондон, отец художника отвез его в психиатрическую больницу Святого Луки. Врач счел живописца безумным, но тот протестовал. Тогда они отправились в Кобхем (местность неподалеку от места рождения художника). Там отец стал уговаривать сына лечиться. Но Дадд-младший заманил своего отца в парк и во время вечерней прогулки убил его, перерезав горло бритвой и добив ножом.
Дадд бежал во Францию, по пути напал на туриста. Он приехал в Кале, затем в Париж, но неподалеку от Монтеро его задержали власти. Когда полиция просматривала его студию в поисках улик, то обнаружила, что он делал зарисовки друзей и знакомых с перерезанным горлом. Тогда следствие предположило, что Дадд совершил преднамеренное убийство.
Этот трагический случай в жизни Дадда в некотором смысле отвечал представлениям британского общества того времени. Идея о том, что искусство и безумие тесно сплелись, что в искусстве есть что-то подрывное, опасное, сумасшедшее, была очень важной частью викторианской культурной среды. Жизнь Дадда довела этот стереотип до крайности.
Жизнь в психиатрической лечебнице
Британские власти отправили Дадда в печально известную лондонскую Вифлеемскую королевскую больницу («Бедлам»). В 1864 году его перевели в Бродмурский центр, где он и оставался до самой смерти в 1886 году.
Сотрудники этого учреждения стали покровителями Дадда и даже его моделями. Например, считается, что «Портрет молодого человека» (1853) изображает санитара, который сидит на деревянной скамейке, но кажется частью окружающей природы.
Психиатрические учреждения викторианской эпохи, как известно, были ужасающими. Врачи толком не понимали что такое шизофрения и биполярное расстройство (вероятно, Дадд страдал чем-то вроде этого), а основными методами лечения было обездвиживание пациентов и опиаты. То, что врачи решили дать Дадду возможность рисовать, – это большая редкость на те времена.
Мир фей
На протяжении всей жизни Дадд рисовал фей. «Мастерский замах сказочного дровосека», над которым он работал почти 10 лет, стал его лучшей картиной и вдохновил одноименную песню Queen. Но сам его интерес к этой теме был частью тогдашней культуры – британцы и ирландцы пытались возродить свои фольклорные традиции. Такие романтические поэты, как Перси Биш Шелли, писали о духах, а викторианская эпоха поощряла исследования этого сказочного мира.
Дадд превратил культурную одержимость в потрясающие произведения искусства. Художник неоспоримо был болен, но, возможно, психическое расстройство вовсе не было связано с его талантом. Это всего лишь случайность. Жизнь его была одинокой. Искусство стало для Дадда возможностью бежать в другой, радостный мир.