![Как в начале XX века на горе Монте Верита образовалась вегетарианско-нудисткая колония, в которую входили многие выдающиеся деятели того времени](https://homsk.com/upload/media/posts/2018-10/15/2c1d84af994ee627d896de3b458ff2a9_1539629624-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-10/15/7050-0-05b2e24be2d61d121a38c1acf75099d3.jpg)
Гора до общины
Гора Монте-Верита — на самом деле никакая не гора, а всего лишь небольшой холм в швейцарской коммуне Аскона. Разномастную публику она привлекала еще до появления веганского общества. Еще во второй половине XIX века гору облюбовали русские анархисты, в том числе и Михаил Бакунин. Вблизи Асконы в то время собиралась приятнейшая публика: русская баронесса Антуанетта де Сант-Легер, возможно, кстати, внебрачная дочь Александра II, приглашала в гости всех местных мыслителей, художников и прочую богему. В конце века Альфредо Пиода предложил построить на горе, которая, правда, тогда называлась Monte Monescia., теософский монастырь.
Гора истины
С монастырем ничего не вышло, но кое-какое брожение в умах людей появилось. В 1899 на курорте в городке Блед встретились учительница музыки Ида Хофман и сын магната из Антверпена Генри Оедековен. Молодые люди прониклись друг к другу симпатией, нашли себе приятных умных друзей -художников Карла и Густава Грезера, учительницу Лотте Гаттемер — и решили, что им необходимо основать колонию для тех, кто стремится к правде. Договорились, скинулись, кто сколько мог, и купили ту самую гору, переименовав ее в Монте Верита, то есть, гору истины.
Монте Верита была пристанищем художников, писателей и философов
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-10/15/7050-3-05b2e24be2d61d121a38c1acf75099d3.jpg)
От веганства до нудизма
На холме получилась такая своеобразная смесь курорта и секты. Основатели, конечно, называли ее коммуной-колонией, а некоторые жители и просто санаторием. Правила жизни были весьма своеобразные: на основах примитивного социализма жители придерживались принципов вегетарианства (веганство быстро пришлось отменить, уж слишком много было жалоб) и нудизма, а еще стремились к всеобщей гармонии и любви. Публика собралась, надо сказать, весьма колоритная: гору посещали русский анархист Петр Алексеевич Кропоткин, баварский революционер Эрих Мюзам, мореплаватель Фердинанд Врангель. В колонию наведывался знаменитый бродячий проповедник и, используя современные термины, дауншифтер Густав Нагель, заглядывал даже Владимир Ленин.
Жители общины придерживались принципов нудизма и вегетарианства
Первые хиппи
На горе жил и знаменитый реформатор Карл Дифенбах. Он был одним из праотцов социального движения «Лебенсреформ». Вместе со своими сторонниками он выступал за сыроедение, альтернативную медицину, отказ от табака, алкоголя, наркотиков и прививок, хотел провести религиозную реформу, а заодно и предлагал вести сексуально свободный образ жизни. Ничего не напоминает? Да, все правильно. Некоторые последователи Дифенбаха, эмигрировавшие в США, оказали позже огромное влияние на становление движения хиппи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-10/15/7050-6-05b2e24be2d61d121a38c1acf75099d3.jpg)
Колония художников
Но одной философии (все-таки изначально Ида Хофмат ратовала за поиск правды и стремление к истине) и сексуальной свободы, очевидно, оказалось мало. Постепенно из вегетарианской колонии Монте Верита превратилась в колонию художников. Начало этому положили, конечно, братья Грезеры, оба художники. В 1906—1907 даже появилась их первая выставка. Постепенно к ним стали присоединяться и другие известные живописцы. Среди них были, например, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и Густав Клее.
Монте Верита была колыбелью свободного танца
Художниками колония не ограничилась. Постепенно к ним присоединились и знаменитые писатели и поэты, именно им и обязана гора Монте Верита своей громкой славой. Густав Грезер отличился и здесь — он был главных влохновителем местного литературного кружба и выпускал плакаты и записки на мистические темы. Его работы повлияли, например, на Германа Гессе, который тоже бывал в санатории. С 1933 в колонии встречались ученые Карл Густав Юнг, Карл Керений и Мирача Элиаде. Бывали на Монте Верита и Макс Брод (тот самый, который после смерти Кафки издал его произведения), и Габриела Ройтер, и Эрих Мария Ремарк. А Макс Вебер занимался разработками своих знаменитых социальных теорий.
Свободный танец
Знаменитый свободный танец, разработанный Айседорой Дункан, практиковали и на горе Монте Верита. Привез нововведения, конечно, Густав Грезер, который познакомился с танцовщицей во время своего путешествия в Париж. На протяжении нескольких лет жители санатория выполняли танцевальные экзерсисы. Участники должны были избавиться от оков цивилизации и с помощью танца вернуться к естественной жизни. По 20−25 человек они жили в легких хижинах и танцевали на природе. Позже на Монте Верита даже ставили танцевальные спектакли. Например, одна из постановок длилась целые сутки, начиналась на закате одного дня и заканчивалась на закате другого.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-10/15/7050-9-61a75a93d4a97e6b29f2286bfbd84494.jpg)
Конец идиллии
Идиллия продлилась недолго. Вскоре среди жителей колонии начались споры. Как именно должен выглядеть «естественный» образ жизни, никто не знал. Далеко не все гости могли выдержать вегетарианскую диету, а веганы к тому же и вовсе хотели заставить всех отказаться от кожаной обуви и перейти на растительные сандалии. Некоторым участникам общины не нравился и отказ от табака и алкоголя. Работать во благо колонии хотелось тоже не всем, так что в итоге жители поделились на «работников» и «тунеядцев». В 20-е годы гору выкупил барон Эдуард фон дер Гейдт, но вернуть некогда знаменитую общину к жизни ему так и не удалось. Но Монте Верита все равно осталась первым настоящим пристанищем дауншифтеров, танцоров и художников, писателей и мыслителей, и даже праотцов хиппи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-10/15/7050-11-61a75a93d4a97e6b29f2286bfbd84494.jpg)