Против мужчин
Знахарка Жужанна Олах (она же — Юлия Фазекаш) поселилась в венгерской деревне Надърев в 1911 году. Кто она и откуда взялась — неизвестно. Эта женщина быстро освоилась на новом месте. А местные жители оценили ее мастерство проведения абортов.
Жизнь в деревне шла своим чередом. Местные мало знали о знахарке и повитухе. Она особо не распространялась о своем прошлом. Только как-то обмолвилась, что замуж ее выдали насильно и когда муж умер, она почувствовала свободу. Вообще, к мужчинам Олах относилась враждебно и агрессивно. Местные женщины частенько слышали, как Жужанна проклинала их и обещала всех до единого отправить на тот свет.
Олах ненавидела всех мужчин
Здесь необходимо сделать уточнение. По одной версии у Олах был муж — Юлиус Фазекаш. Она или вместе с ним приехала в Надърев, или вышла за него замуж на новом месте жительства. Этого уже не узнать. По второй — он просто однофамилец. Но именно несчастный Юлиус стал первым, из кого Олах, так сказать, сделала ангела. На смерть мужчины после приема пищи никто не обратил внимания. Бывает.
Грянула Первая Мировая война. Мужчины отправились на фронт. Но жительницы Надърева недолго грустили. Недалеко от деревни появился лагерь для иностранных военнопленных. И женщины проложили тропинку к этому «заведению». Поскольку о средствах контрацепции никто особо не задумывался, вскоре чуть ли не все жительницы Надърева оказались в положении. Настал звездный час Фазекаш, поскольку никто не собирался рожать. Теперь «народная тропа» была проложена к дому повитухи.
Но отлаженная схема проработала недолго. Постепенно в деревню начали возвращаться мужчины. Кто по состоянию здоровья не мог больше воевать, кто — в отпуск. И как-то они узнали о похождениях своих благоверных. Начались погромы и побои. Испуганные жены обратились за помощью к мудрой Фазекаш. И та предложила отравить мужчин. Каждой обратившейся Юлия давала склянку с ядом, в который входил мышьяк. Причем повитуха добывала его из липкой ленты для мух. Вручив заветную склянку, Фазекаш говорила, что яд необходимо добавлять в вино или воду. Ну, а в качестве примера рассказала о несчастном Юлиусе. Жительницам Надърева понравилась идея повитухи.
Женщины против мужчин
Мужчины, которые смогли пережить ужасы войны, оказались не в состоянии справиться со своими женщинами. Количество представителей сильного пола в Надъреве начало резко сокращаться. На тот свет отправлялись и мужья, и любовники, и отцы, и даже нежеланные сыновья. И если сначала женщины избавлялись именно от супругов, боясь расправы за измену, то потом они не щадили никого. Например, известны случаи, когда травили родственников из-за наследства.
В Надъреве возросла смертность среди мужчин
Местная власть была обеспокоена происходящим. Но зацепок у полицейских не было. Как впоследствии оказалось, родственник Фазекаш (он сам жутко боялся расправы) и занимался заполнением свидетельств о смерти. Поэтому мужчины Надърева, чаще всего, умирали от чрезмерного пьянства.
Слава о Фазекаш распространилась дальше. И вот уже женщины соседних деревень стали обращаться к ней за «советом»…
В 1929 году полицейские округа Сольнок получили анонимное письмо, в котором рассказывалось о высокой смертности мужчин. И в Надърев отправились два стража порядка — Барток и Фриешка.
Первым делом полицейские решили проверить трактир. Им удалось застать несколько мужчин, но на вопросы согласился ответить лишь один. Да и то, очень быстро он завершил разговор и перед уходом сказал: «Идите к нашему священнику, он вам все расскажет»
И не обманул. Священник, пригласив полицейских в глухую комнату, рассказал: «Мы здесь живем в тени смерти. Без видимой причины крепкие здоровые мужчины вдруг умирают. Этой весной, когда умер отец госпожи Сабо, ходили слухи, что они с Жужей Олах его отравили. Я пошел к госпоже Сабо и задал ей ряд вопросов. Она, конечно же, опровергла слухи, но перед тем, как я ушел, угостила меня чашечкой чая. Через час мне стало очень плохо. Друг-медик, пришедший ко мне, уверен, что госпожа Сабо меня отравила».
Затем Барток и Фриешка узнали, что в Надъреве нет ни полиции, ни медиков. Есть лишь запуганный фельдшер, который является родственником местной повитухи Фазекаш. В завершении разговора священник предостерег стражей порядка: «В ее лице вы найдете грозного соперника. И если ваш визит покажется ей опасным, вы умрете. Суеверные крестьяне боятся ее и повитуху Юлию Фазекаш. Они считают, что эти женщины обладают сверхъестественными способностями, а так как Фазекаш является акушеркой, а Олах — медсестрой, у них есть доступ практически в каждый дом».
Благодаря откровению священнослужителя полицейские получили сразу двух подозреваемых — Олах и Фазекаш. Подумав, священник добавил: «Я считаю, что первоначально эти убийства были вызваны нищетой нашего несчастного крестьянства. Инвалиды, престарелые, дети иногда оказывались непосильным бременем для нашей бедноты. Потом настала очередь пьяниц, бивших своих жен. Эти люди постепенно исчезли. В этих местах женщины под руководством Олах и Фазекаш взяли верх. В этих селах женщины полностью доминируют. А мужчины боятся за свою жизнь».
Священник рассказал полицейским о повитухе Фазикаш
Спустя некоторое время полицейские обнаружили тело того самого мужчины, который посоветовал им найти священника. Опрос свидетелей, конечно, ничего не дал.
Расследование
Несмотря на трудности и отсутствие сотрудничества со стороны местного населения, полицейские выяснили, что погибший — близкий родственник той самой госпожи Сабо. У стражей закона не было уже сомнений, что именно она его убила. Видимо, решила наказать за то, что разговаривал с полицейскими. И дело стало носить уже принципиальный характер.
Фельдшер выдал вполне ожидаемое заключение о смерти: «скончался от алкоголизма». Спорить полицейские не стали. И Фриешка с пистолетом в руках вломился в дом Сабо. Барток прикрывал напарника с улицы. Испуганная женщина призналась в убийстве дяди, брата и отца. Выдала она и Фазекаш, заявив, что именно у нее покупала яд. Назвала также имена других женщин, которые прибегали к услугам повитухи.
Полицейские доставили в Сольнок шесть женщин. Среди них была и Сабо. Но в участке женщины все отрицали, а обыски их домов не дали результатов. Пришлось освободить задержанных. Лишь Сабо осталась в участке, как главная подозреваемая.
Полицейские вернулись в Надърев ночью и направились на кладбище. Там уже были местные женщины. Они боялись, что после эксгумации экспертиза обнаружит следы яда. Поэтому решили переставить местами надгробные камни и плиты, ведь в деревне мужчины все-таки умирали по естественным причинам (правда, гораздо реже).
Арест и расплата
Полицейские арестовали женщин, которых уже прозвали ангелоделами. Среди них была и Фазекаш. Она, кстати, оказалась единственной, кто попытался сопротивляться. А на утро состоялась процедура эксгумации. Эксперты работали на кладбище несколько дней. За это время было обнаружено множество тел со следами мышьяка.
Барток и Фриешка сумели раскрыть преступления
Барток и Фриешка стали настоящими героями. Они раскрыли преступления, узнали, что Фазекаш и Олах — это одна и та же женщина, которая скрывалась под двумя личинами. Причем к делу подходила ответственно, старательно гримируясь.
Затем состоялся суд. К смертной казни было приговорено восемь женщин. Остальные (а это около двух десятков плюс фельдшер) получили длительные сроки тюремного заключения. Но повесили лишь двоих — Паленку и Сабо. Остальные решили не ждать казни и покончили с собой. В том числе и Фазекаш. Любопытно вот что: она не пыталась себя как-то оправдать. Женщина все время молчала, пожирая взглядом полицейских-мужчин.