А еще импрессионисты стали чуть ли не первым в истории искусства поколением художников, жизнь которого можно изучать по фотографиям. Парадным и случайным, по пожелтевшим от времени и по отреставрированным современными профи в новейших компьютерных программах.
Эдгар Дега
Дочь Берты Моризо Жюли вспоминала о дружеских ужинах, на которых Эдгар Дега бегал вокруг стола с фотоаппаратом, как ребенок, заполучивший сокровище. Он снимал друзей, их детей, натурщиц и балерин. Некоторые из этих фотографий становились эскизами к будущим картинам.
Огюст Ренуар
Ренуара снимали много, по оставшимся фотографиям можно отследить несколько десятилетий, найти изображения его любимых натурщиц, друзей и семьи. Он провел в инвалидном кресле последние 7 лет жизни, но не переставал работать даже когда его руки оказались неподвижны и к ним приходилось привязывать кисти.
Клод Моне
Клод Моне был фигурой медийной, к нему в Живерни приезжали журналисты, фотографировали и брали интервью. По его саду гуляли политики, принцы и принцессы, актеры, режиссеры, владельцы галерей.
Анри де Тулуз-Лотрек
Фотограф Морис Гибер был близким другом Тулуз-Лотрека. Ироничный, балаганный, забавляющийся, эпатажный Лотрек — образ гораздо более убедительный, чем литературно-биографический образ инвалида-одиночки.
Камиль Писсарро
Камиль Писсарро постоянно окружен людьми: учениками, членами большой семьи, коллегами. Художник, который обладал на редкость убедительным талантом учителя.
Франт Кайботт в центре Парижа, или инженер Кайботт за чертежами очередной лодки, или цветовод Кайботт, который вырастил цветов больше, чем написал. Он напоминает героя одной из своих картин.
Джон Сингер Сарджент
Сарджент — художник-путешественник, художник без дома и родины, образ его жизни, пожалуй, самый импрессионистский. Он американец, который рос и потом жил во всей Европе сразу и оставил сотни путевых зарисовок.
Берта Моризо
Берту Моризо критики долгое время не воспринимали всерьез. Она была фантастически, сказочно красивой, а потому от нее ждали удачного замужества и скорого расставания с живописью, как со временной блажью.
Читайте также: Эдуар Мане и Берта Моризо: любовь на фоне импрессионизма