Начало: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 1
61. Пеникер Таня
Молодая художница, используя традиционные графические техники (акварель, тушь, офорт), создает собственные миры на грани вымысла и реальности и населяет фантазийными персонажами. Их тонкая проработка и облик отсылает к известным работам Иеронима Босха.
Серия «Семь», представляющая современную интерпретацию основных смертных грехов, «Уроборос» и другие напоминают средневековые бестиарии, но основаны на личных переживаниях. А выбранная оптика позволяет находить глобальные вневременные слои в современных сюжетах.
62. Пепперштейн Павел
Он не только востребованный художник, но и писатель. Во многом эти две области пересекаются: литература Пепперштейна визуальна, а его изобразительная деятельность литературна. И оба направления объединены абсурдно-психоделическими мотивами. Вкус к абсурду он унаследовал от обэриутов, русских поэтов-авангардистов.
Впрочем, его литературно-художественные фантазмы не абстрактны, он художник нетривиального социально-политического темперамента, размышляющий в том числе и о судьбе России, ее прошлом и будущем.
63. Пивоваров Виктор
В 1970-80-е Пивоваров принадлежал к кругу московских концептуалистов. Выдающийся художник детской литературы, он и в своем искусстве «для взрослых» предпочитает язык графики.
Однако, в отличие от Ильи Кабакова, который исследовал основы коллективного советского мифа, Пивоваров изначально был сосредоточен на внутреннем мире человека. Его работы более чувственны, эмоциональны, интимны, а герои пытаются обустроить этот неуютный мир личным сюрреалистическим пространством.
64. Пирогова Саша
Художница в своих постановочных видео базируется на движениях перформеров, элементах современного танца, находит пластическую и поэтическую форму для рефлексий как на сюжеты из повседневной жизнь, так и на «вечные темы» искусства вроде любви или «времен года».
Тщательно срежиссированные и эффектные композиции выводят на первый план энергию телесного взаимодействия перформеров. Работы напоминают ожившие скульптуры, они заряжают своим танцем пространство по эту сторону экрана, вызывая у зрителя ощущение непредсказуемой текучести, сложности, неуправляемости телесного бытия. Ее работа «Сад» участвовала в экспозиции Российского павильона на 57-й Венецианской биеннале.
65. Плющ Иван
Монументалист по образованию, художник тяготеет к произведениям крупной формы, только не из «вечных материалов», а из временных, порой эфемерных. Он мастер пространственных инсталляций, однако живопись остается неотъемлемой частью его творчества.
В последнее время Плющ эволюционирует в сторону постнаучных методов, создавая работы с помощью искусственного интеллекта. Он был одним из основателей арт-студии «Непокоренные» в Санкт-Петербурге.
66. Повзнер Александр
Художнику и скульптору удается органично совмещать интерес к традиционным техникам и фигуративным формам с идеями концептуализма. Большая часть его работ построена на саморефлексии – внимательном исследовании детских впечатлений, фантазий, академического обучения и рутины, и все это помножено на юмор и самоиронию.
«Мои работы не иллюстративны, но то, что со мной происходит — особенно для меня непонятное, — каким-то странным образом выходит в образы. Совсем как психоанализ» - говорит художник.
67. Полисский Николай
Главный художник российского лэнд-арта, создатель и идеолог арт-парка Никола-Ленивец в Калужской области и проходящего там же с 2006 года фестиваля «Архстояние». Первым вторжением искусства в деревенский пейзаж стала армия из 200 снеговиков, слепленных местными жителями на берегу реки Угры – по преданию в XVI веке здесь шли военные действия между русским и татарским войсками.
Дальше Полисский объединил местных умельцев в рабочую артель, которая под его руководством плетет из лозы, режет из дерева и создает из прочих экологичных материалов крупномасштабные объекты, образно отсылающие к классическим триумфальным аркам, адронному коллайдеру, искусственному интеллекту и даже внешним трубам Центра Помпиду. Со своими мастерами участвует в создании различных объектов по всему миру.
68. Пономарев Александр
Корабли, подводные лодки и романтика Крайнего Севера – то, с чем в первую очередь ассоциируется его искусство. В 1970-е он окончил художественную школу и Высшее инженерно-морское училище, отслужил 7 лет во флоте, и на протяжении 40 лет строит на этом фундаменте свою творческую карьеру.
За это время он раскрашивал в яркие цвета боевую подводную лодку, устраивал перформансы и художественные акции в Арктике, Гренландии и Антарктиде, проходил на самодельной субмарине по Гранд-каналу в Венеции и организовывал Антарктическую Биеннале Современного искусства – в течение 12 дней сотня художников, философов и ученых шли среди льдов на научно-исследовательском судне, устраивая дебаты, перформансы, поэтические и философские чтения.
69. Пушницкий Виталий
«Картина – это знак, это образ, он не нуждается в тексте, он даже не нуждается в зрителе, это память, которую, может быть, даже никто и не помнит, это мысль, выпавшая в материальный осадок», - считает петербургский художник. Он работает с объектами, инсталляциями, скульптурой, графикой, но больше всего выделяет живопись как самую «честную» технику.
Его работы, независимо от сюжета и серии, отличает некоторая отстраненность, созерцательность и меланхоличность. Будь то классические руины, студия художника или пейзажи, они выполнены с особой тщательностью и часто говорят об одиночестве и разрушительном действии времени.
70. Радя Тимофей
Один из наиболее известных в России стрит-артистов. Радя начинал в середине 2000-х с создания граффити и объектов в родном Екатеринбурге. Впоследствии география расширилась на Москву, Петербург, Берлин, Нью-Йорк и другие города.
Как правило, его работы сделаны для определенного места и содержат социальный или политический месседж. Впрочем, для Тимофея, как для человека с философским образованием, характерен не лозунговый, а медитативный подход к затронутым проблемам.
Продолжение: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 8