Начало: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 1
71. Ротаенко Анна
Арсенал тем и медиа (от электронной музыки и игровых технологий до инсталляций) молодой художницы из Грозного велик. «Феминизм, городская среда и временные городские материалы, отношения внутри сообществ, массовая культура и диджитализация, критическая инженерия и прочее», — далеко не все, что ее интересует.
Одни из ярких ее проектов - «Рингтон» (издававшую милитаризированные звуки «звонницу» из труб поддерживали остовы в виде крестов) и «the Network» (огромная розовая клетка-батут).
72. Сакин Роман
Сакин создает альтернативные реальности, очень похожие на нашу — они ее будто комментируют с оттенком абсурда. Была у него «Кураспатия» (лат. cura – «лечить», spatio – «пространство»), «философско-лечебная система», этакий проект ЗОЖа с абсурдистскими инструкциями.
И были минималистичные «Управляемые скульптуры», чей облик нужно изменять вручную. Например, стоявшая во дворе Третьяковки «Сигнальная башня» считалась «тренажером демократии»: сообщество решает, как будет выглядеть объект.
73. Салахова Айдан
Дочь знаменитого советского художника Таира Салахова блестяще работает с мрамором (у нее мастерская в Карраре), также как с живописью и графикой, а семантика ее работ основана на образах Востока, пропущенных сквозь призму европейской культуры, нарочитом эротизме и тонкой чувственности.
В 1990-е Айдан открыла одну из первых коммерческих галерей современного искусства в постсоветской России. В 2012 галерея была официально закрыта, и художница сосредоточилась на собственном творчестве.
74. Самолет Игорь
Главной темой его работ является современная коммуникация с помощью смартфонов, влияние цифровых возможностей на повседневную жизнь. В большинстве произведений использованы скриншоты с экрана личного айфона: представленные в форматах огромных принтов, коллажей, скульптур, они превращают частное в публичное, создают ощущение вовлеченности в чужую жизнь, как и наоборот, цифровых технологий — в твою собственную.
Добавляя к скриншотам предметы обихода, он аранжирует пространство своих выставок на манер Диснейленда, в котором зритель должен забыть о своих тревогах и наслаждаться сказочной обстановкой.
75. Сафронова Мария
Технологические предпочтения этой художницы выглядят весьма традиционными – это фигуративная живопись и графика. Но за реалистическими сюжетами, чаще всего взятыми из повседневной жизни (школа, больница, офис), стоит обнажение абсурда и социальная критика.
Порой анализ «человеческой биосистемы» приводит автора к видениям едва ли не сюрреалистическим. В свои выставки нередко включает 3D-макеты или специально отобранные предметы.
76. Север-7 группа
Появившаяся в Петербурге в 2013-м группа - одно из самых энергичных сегодня объединений. Главное для «северян» (у группы нет четких границ, в нее входят 9 постоянных участников, плюс «и друзья») — взаимодействие, процесс, перформативность, битва с устоями на всех фронтах.
Они устраивали независимую ярмарку современного искусства «Санкт-Догвилльбург» с «самопровозглашенным городом художников», открывали Школу активного рисования и перформативного позирования, провели массу выставок, в том числе в музее M HKA в Антверпене.
77. Слава ПТРК (Станислав Комиссаров)
Один из самых заметных молодых стрит-артистов, помимо ироничных граффити, работает с социально-политическими темами. Будь то чеченские войны, осмысленные в совместном с группой СБПЧ проекте «1999», основанном на воспоминаниях участников и очевидцев, или общая апатия страны в перформансе «Пох… пляшем».
В последнем 50 вальсирующих на снегу пар не хотят знать плохих новостей, а когда дрон поднимается над ними, становится видно, что они образуют название акции.
78. Сокол Хаим
«Моя задача и основная сложность — найти и показать следы прошлого в настоящем, но не ради ностальгического наслаждения, а так, чтобы затерянный след срезонировал с настоящим», — говорит художник, исследователь и поэт Хаим Сокол.
История (в основном - собственной семьи) и травматический опыт стали главными темами в его творчестве с первой выставки «Криптомнезия» в 2007 году. С тех пор его эмблематичные черные птицы и людские фигуры отметились в самых разных проектах, включая персональные выставки в московских музеях ММОМА и Третьяковка.
79. Сухарева Александра
Художница - автор многочисленных инсталляций и объектов, в которых природа и время выступают едва ли не полноценными соавторами произведений. Она активно использует химические свойства вещей как метафоры собственных мыслей, переживаний и воспоминаний, будь то выращивание кристаллов или окисление зеркальных поверхностей.
Сухарева сегодня одна из востребованных российских художниц в Европе - начиная с 2012 года ее работы продвигает фонд V-A-C Леонида Михельсона и Терезы Мавики. Благодаря им она стала участницей авторитеного смотра dOCUMENTA (13) в Касселе, выставлялась в пространстве фонда в Венеции, в Tate Modern в Лондоне и других странах.
80. Тишков Леонид
Его фантастические сюжеты существуют в разных видах искусства, от графики до инсталляций с видео и livre d’artist. А начинал он в конце 1970-х – студентом мединститута увлекся карикатурой, познакомился с кругом московских концептуалистов и променял медицину на свободное творчество.
По словам Тишкова, у него «мифологическое мышление», в котором сплетаются уральский фольклор, бабушкины сказки, метафизика, поэзия французского сюрреализма и «заумь» Велимира Хлебникова. Из этой смеси рождается личная мифология и разветвленные невероятные сюжеты.
Продолжение: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 9