100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 9
430
просмотров
В этой подборке очень разные люди: и юные творцы, которые только покоряют российское арт-поле, и признанные мировые звезды. Но всех их объединяет одно - они работают здесь и сейчас.

Начало: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 1

81. Тобрелутс Ольга

81. Тобрелутс Ольга Ольга Тобрелутс. Dollar из серии «Новая мифология», 2019

Сформировалась как художник в конце 1980-х, изучала архитектуру в Ленинграде и компьютерную графику в Берлинском институте ART+COM, входила в легендарную группу «Новая Академия», основанную Тимуром Новиковым. Неоакадемизм с его культом человеческого тела, классическими канонами красоты и многочисленными цитатами из истории искусства соединился в ее творчестве с современными компьютерными технологиями.

Ольга Тобрелутс. Аполлон и Гиацинт, 2005

Лентикулярные панели, видео и живопись становятся способом создания собственной метавселенной, где скрещиваются современные поп-идолы, античные герои, реклама и модные бренды.

82. Тузов Иван

82. Тузов Иван Иван Тузов. Коллекция, 2013

Пиксель-арт — визитная карточка художника. В digital-эру мастерить картинки, где пиксели то нарисованы, то выложены мозаикой — даже не глитч-арт, а ход против, зато универсальный.

Иван Тузов. Без названия, 2019

Так Тузов может сделать из вождя мирового пролетариата или из полицейских почти мультперсонажей, эдаких героев дурашливого эпоса. Кроме того, сегодня художник вновь активно берется за кисть - его эксперименты с абстракцией набирают популярность.

83. Турнова Наталья

83. Турнова Наталья Наталья Турнова. Маяковский, 1990

Исток ее живописи – в искусстве фовистов. Но только исток, а не результат. Турнова – художник самостоятельный, думающий по-своему и свободный от стереотипов. Ее многолетняя увлеченность портретным жанром привела к созданию своего стиля, где цвет и форма играют роль и психологических характеристик, и экзистенциальных аналитических инструментов.

Наталья Турнова. Из серии "Любовь", 2002

Производными от живописи становятся у нее и другие виды произведений – объекты, скульптуры, инсталляции. Очень заметно, что куда больше, чем вопрос «что сделано», автора занимает то, «как сделано».

84. Файбисович Семен

84. Файбисович Семен Семен Файбисович. МКАД (Из цикла «Рейсовый автобус»), 1984

Уже в конце 1970-х Файбисович стал заметной фигурой в плеяде неофициальных московских художников. А с началом перестройки его живопись в фотореалистической манере привлекла внимание западных галеристов: его выставки неоднократно проходили в США и Европе.

Семен Файбисович. Подружки из цикла «На скамейках», 1989

Картины из советской действительности постепенно сменялись у него постсоветскими сюжетами, а чистая живопись уступала место экспериментам с фотографической оптикой и мобилографией. «Художник должен жить своим временем, в этом его главная ценность и ресурс», – полагает Файбисович. 

85. Федоричев Егор

85. Федоричев Егор Егор Федоричев. И пусть северный ветер дует,мы делаем свой неизбежный джаст ду ит.

Зачастую использует в качестве холста бывшие в употреблении промышленные материалы вроде брезента или ткани для баннеров. Под стать нарочитой небрежности в исполнении (грубо сшивает куски тканей, выступающие основой для живописи, оставляет готовые полотна без рам, свободно свисающими со стены или потолка) — «сюжеты» его картин, где фигуративные изображения, написанные густыми мазками, смешиваются с аляповатым абстрактным фоном.

Егор Федоричев. О безответной любви к родине №2, 2018

В картинах Федоричева есть что-то от палимпсеста, в котором отражена турбулентность нашего времени.

86. Федотов-Федоров Илья

86. Федотов-Федоров Илья Илья Федотов-Федоров. Тотем ловец здоровья

«Для меня природа неотъемлема от темы поиска себя», - говорит художник, пришедший в искусство из биоинженерии. И действительно, личный внутренний мир, окружающая среда и технологии уже около семи лет остаются главными в его творчестве.

Природа является и основным поставщиком материалов для его работ, выполненных в самых разных техниках, от фотографии и видео до ассамбляжей и инсталляций.

87. Филатов Артем

87. Филатов Артем Артем Филатов. Выставка «Обратно домой» в Музее нижегородской интеллигенции

Художник и активист из Нижнего Новгорода работает с локальным контекстом и городской идентичностью. Начинал со стрит-арта – расписывал стены заброшенных деревянных домов, чтобы привлечь внимание к непарадным зданиям, составляющим живую ткань старого города. Благодаря его усилиям некоторые из них были впоследствии отреставрированы.

Дважды становился лауреатом российской арт-премии «Инновация»: в 2017-м за выставку в пустующих залах бывшего Музея нижегородской интеллигенции (вместе с группой художников создал тотальную инсталляцию вокруг городских историй и мифов), а в 2020-м за проект звуковой инсталляции с Алексеем Корси в крематории родного города.

88. Филатов Сергей

Его звуковые инсталляции собраны из разных материалов и механизмов, но акцент сделан на чувственном восприятии – художник предлагает зрителю погрузиться в созданную им звуковую среду, и это делает знакомство с его работами похожим на медитацию.

В ходе экспериментов Филатов изобрел альтернативный способ звукоизвлечения и новый музыкальный инструмент – электролиру. Ее струны приводятся в движение не рукой или смычком, а магнитом, движение которого задается с помощью программы. Ее упрощенную версию – двухструнный инструмент Duofluctus – используют музыканты по всему миру, а Филатов показывал его в основном проекте 58-й Венецианской биеннале в 2019 году в рамках инсталляции французского художника Тарека Атауи.

89. Филиппов Андрей

89. Филиппов Андрей Андрей Филиппов Х.В. 2010

Выпускник постановочного факультета театральной Школы-студии МХАТ, представитель концептуальной школы, Филиппов мыслит пространственно, и каждая его выставка превращается в инсталляцию независимо от техники работ. Он часто осмысляет имперское сознание, используя двуглавых орлов или религиозные символы, которые у него тоже становятся частью имперского мышления.

Андрей Филиппов. «Тайная вечеря», 2016

Или, как в инсталляции «Тайная вечеря» со столом, покрытым красным сукном, - серпы и молоты, служащие здесь столовыми приборами.

90. Чернышев Аристарх

90. Чернышев Аристарх Аристарх Чернышев. Античная голова, 2020

Один из пионеров медиа-арта в России начал творческую карьеру в 1991 году. Его объекты технологичны и часто интерактивны, художник использует 3D-печать, видео, VR, AR и прочие технологии, и часто уходит в сферу Sci-Fi – изобретает новые гаджеты и сервисы, связанные с будущим развитием социальных сетей, генной инженерии и искусственного интеллекта.

Среди заметных новых проектов – PiO (personal informational organism) – гибрид пиявки и смартфона, которая живет на запястье, питается кровью владельца и взамен заботится о его здоровье.

Окончание: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 10

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится