Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833 — 17 июня 1898 гг.) — известный английский художник второй половины XIX века, яркий представитель романтизма в европейском изобразительном искусстве. Эдвард Коли Бёрн-Джонс также был выдающимся витражистом и создал множество картин из стекла для храмов и церквей Туманного Альбиона. Творчество мастера оказало сильное влияние на последующие поколения живописцев, а его биография тесно связана с течением прерафаэлитов.
Эдвард Коли Бёрн-Джонс также много сил уделял прикладному искусству и ремеслам. Он разрабатывал дизайнерские эскизы для керамики и текстиля, мозаичных панно и сценических костюмов. Старший сын художника Филипп (Philipp Burne-Jones) продолжил дело отца и также стал видным британским художником.
Биография Эдварда Коли Бёрн-Джонса
Эдвард Коли Бёрн-Джонс появился на свет 28 августа 1833 года в семье мастера по производству рам для картин. Мать мальчика Элизабет (в девичестве — Коли) умерла, когда ему было всего шесть дней от роду. Поэтому все заботы о воспитании младенца легли на плечи отца и семейной домработницы.
Начальное образование Эдвард получил в престижной гимназии короля Эдуарда VI (Edward VI), а в 1848 году он поступил в Бирмингемскую школу искусств, в которой проучился следующие четыре года. Воспитанный в строгих религиозных традициях юноша изначально не планировал посвятить жизнь искусству. Напротив, после поступления в колледж на факультет богословия он всерьез намеревался стать церковным служителем.
Но, будучи студентом, Бёрн-Джонс близко подружился с Уильямом Моррисом (William Morris), с которым его объединяла любовь к поэзии и увлечение средневековой литературой. Тогда же Эдвард впервые познакомился с произведениями Данте Габриэля Россетти (Dante Gabriel Rossetti) и решил стать живописцем.
Незадолго до выпускных экзаменов в 1856 году юноша покинул учебу, так и не получив диплома. Вместе с Моррисом и группой других единомышленников они организовали «Бирмингемское братство». На собраниях молодые люди вели споры об искусстве и даже занялись изданием собственного журнала Oxford and Cambridge Magazine для продвижения своих идей и привлечения сторонников.
В этот же период Эдвард лично познакомился с Россетти, который стал для него не только близким другом, но и учителем. Бёрн-Джонс не имел академического художественного образования, но у него был несомненный талант к живописи и огромное желание учиться этому искусству. Под руководством Россетти он начал писать картины акварельными красками, а чуть позже увлекся изготовлением витражей.
В 1857 году начинающий художник вместе с Моррисом, Валентином Принсепом (Valentine Cameron Prinsep) и Джоном Стенхоупом (John Roddam Spencer Stanhope) получил заказ на роспись стен здания Оксфордского дискуссионного общества. Молодые люди с увлечением принялись за решение непростой задачи, но результат был плачевным. Никто из них не владел профессиональными знаниями по технике фрески, поэтому росписи отслоились от стен еще в процессе работы.
В 1859 году Эдвард Коли Бёрн-Джонс посетил Италию. Он побывал в крупнейших городах Апеннинского полуострова, познакомился с творчеством великих мастеров прошлых эпох. А вернувшись через год в Англию, он женился на Джорджиане Макдональд — младшей сестре своего школьного товарища. В этом браке у Эдварда родилось трое детей — два мальчика и девочка, но младший сын умер в младенческом возрасте.
В 1861 году Моррис учредил компанию по производству предметов прикладного искусства Morris & Co, в которую позвал Эдварда и еще нескольких друзей по Бирмингемскому братству. Для этой фирмы Бёрн-Джонс создал множество витражей и гобеленов, впоследствии украсивших церкви в разных уголках Британии. Кроме того, художник на протяжении нескольких десятков лет занимался иллюстрированием книг.
В 1864 году Эдвард Коли Бёрн-Джонс стал членом Британского общества мастеров акварели и с этого момента неизменно участвовал в выставках объединения. А спустя два года в его личной жизни произошло неординарное событие. Мастер закрутил бурный роман с натурщицей Марией Замбако (Maria Zambaco), служившей моделью для его картин. Страсть настолько поглотила художника, что он решил уйти из семьи. Но жена не дала ему развод, а друзья не одобрили его поступок.
В 1871 году, находясь в тяжелом психологическом состоянии художник вместе с Марией Замбако решили покончить жизнь самоубийством, но им помешала полиция. Тем не менее, Мария и после этого продолжала позировать для картин живописца вплоть до его смерти, зато отношения с женой сильно испортились.
Пока Эдвард переживал любовный роман со своей моделью, его супруга близко сошлась с Моррисом. Старинный друг художника в это время страдал от того, что его жена изменяла ему с Россетти. Он даже предлагал Джорджиане уйти к нему и бросить мужа, но этого не произошло. Постепенно страсти улеглись, а Моррисы и Бёрн-Джонсы остались жить в официальном браке.
С начала 1870-х годов живописец начал больше писать картин маслом, хотя и никогда не забывал про акварельную технику. В этот период он создал свои лучшие шедевры и приобрел огромную популярность у публики. В 1881 году Эдвард Коли Бёрн-Джонс получил научную степень в Оксфордском университете, а спустя еще четыре года возглавил Бирмингемское объединение живописцев и стал членом Национальной академии искусств.
В 1893 году британский премьер-министр присвоил художнику титул баронета за заслуги перед Отечеством. Но это событие стало причиной острых нападок на него со стороны жены и Морриса, которые увлекались идеями социализма и резко негативно относились к британским сословным традициям. Зато сын мастера был весьма рад возможности унаследовать отцовский титул и с удовольствием ею вскоре воспользовался.
После смерти Морриса в 1896 году состояние здоровья художника начало стремительно ухудшаться, он часто болел, но до последних дней продолжал усердно работать. А 17 июня 1898 года Эдвард Кори Бёрн-Джонс умер от гриппа в возрасте 64 лет. В ознаменование заслуг великого мастера поминальную службу по нему провели в Вестминстерском аббатстве. До него такой великой чести не удостаивался ни один деятель искусств в истории Англии.
Самые известные картины Эдварда Коли Бёрн-Джонса
Знаменитый английский художник создал немало прекрасных произведений искусства. И все же, к самым известным картинам Эдварда Коли Бёрн-Джонса по праву относятся:
- «Милосердный рыцарь» (1863) — по мнению самого художника, наиболее удачная его работа, созданная в ранний период творчества. Мастер изобразил рыцаря, простившего убийцу брата, и Иисуса, благословляющего героя за его благородный поступок.
- «Любовь среди руин» (1873 и 1894) — произведение с уникальной судьбой. Первая версия, написанная мастером акварелью была серьезно повреждена накануне выставки по ошибке организаторов. Узнав об этом, живописец создал второй вариант масляными красками, а позже и сам оригинал был восстановлен реставраторами.
- «Золотая лестница» (1880) — картина с изображением множества молодых женщин-музыкантов, спускающихся по ступеням. Прототипами героинь послужили реальные особы из числа друзей живописца.
- «Король Кофетуа и нищенка» (1884) — работа, за которую мастер на престижной выставке в Париже был награжден орденом Почетного легиона.
Эдвард Коли Бёрн-Джонс — удивительно разносторонний британский художник, который искусно писал картины и маслом, и акварельными красками. В истории английского искусства он также навсегда останется автором уникальных витражей и гобеленов, украшающих старинные церкви и соборы.