Франциско де Сурбаран (Francisco de Zurbaran; крещен 7 ноября 1598 г. — умер 27 августа 1664 г.) — известный художник эпохи барокко, представитель Золотого века испанской живописи. Творчество Франциско де Сурбарана относится к севильской школе, но отличается собственной узнаваемой манерой. Среди картин этого автора преобладают религиозные сцены, изображающие святых, мучеников и монахов. Биография мастера подтверждает, что следование призванию и долгу было для него важнее королевских почестей. Один из критиков писал, что никто не смог так же убедительно отобразить на холсте человеческую веру.
Биография Франциско де Сурбарана
Франциско де Сурбаран родился в маленьком испанском селении недалеко от границы с Португалией. Вероятно, это произошло за день или два до 7 ноября 1598 года, когда он был крещен. О жизни художника, особенно в раннем возрасте, известно мало. Его мать происходила из знатного рода, а отец, предположительно, торговал дорогими тканями. В январе 1614 года он отвез сына в Севилью и отдал в ученики своему приятелю — малоизвестному художнику, который расписывал церковные статуи.
Франциско де Сурбаран прозанимался в мастерской первого учителя недолго. Более глубокие знания он получил в Академии, где учился одновременно с Диего Веласкесом (Diego Velazquez). Став прославленными мастерами, они продолжали дружить в течение всей жизни. После окончания трехлетнего академического курса Сурбаран удивил всех, решив вернуться в провинцию. Однако в дальнейшем все крупные заказы он получал из Севильи, поэтому часто ездил туда и к 1630-м прочно осел в этом крупнейшем испанском культурном центре.
К 1626 году художник был уже достаточно известен, чтобы получить крупнейший заказ на 21 картину от ордена доминиканцев. Одной из этих работ стал знаменитый «Христос на кресте». Новые заказы поступали один за одним — от мерседариев, иезуитов и францисканцев. Постепенно слава живописца достигла короля Филиппа IV. Он пригласил Франциско де Сурбарана в Мадрид и пожаловал титул придворного художника, но не смог надолго удержать его в столице. В Мадриде мастер религиозных сцен временно отошел от привычной тематики. Он написал цикл произведений, посвященных подвигам Геракла, и батальную сцену «Оборона Кадиса».
В 1630-е годы художник пережил пик своей популярности. Он приобрел международную известность, так как среди его заказчиков было много церквей и монастырей из южноамериканских колоний Испании. Но уже в 1640-е вкусы публики стали меняться. Заказчики предпочитали мягкие и сентиментальные картины, как у Эстебана Мурильо (Esteban Murillo). Стиль Сурбарана теперь казался слишком резким и аскетичным. Несмотря на поддержку Веласкеса, работы становилось все меньше, и столь востребованный некогда живописец умер в бедности. Это произошло 27 августа 1664 года.
Сурбаран был трижды женат, и в этих браках родилось много детей — известно минимум о девяти. К сожалению, мало кто из них пережил отца. Сын Хуан дожил до взрослого возраста и тоже стал художником, но умер молодым. В завещании Сурбарана упомянуты еще две дочери.
Когда живописец умер, его творчество было забыто почти на двести лет. Лишь в XIX веке широкая общественность снова увидела его работы на масштабной выставке испанской живописи в Лувре. Произведения Франциско де Сурбарана произвели должное впечатление на Эжена Делакруа (Eugene Delacroix), Гюстава Курбе (Gustave Courbet) и Эдуарда Мане (Edouard Manet). В XX веке его высоко оценили кубисты, нашедшие в творчестве классика соответствие собственным принципам: отсутствие перспективы, строгую геометрию и порядок.
Самые известные картины Франциско де Сурбарана
Для произведений этого автора характерны простая композиция, благородство и естественные позы героев, резкий контраст света и тени. За последнюю особенность живописца прозвали испанским Караваджо. Вот несколько самых известных картин Франциско де Сурбарана:
- «Апофеоз святого Фомы Аквинского» (1631). Этот алтарный образ — самая масштабная работа художника. Сразу после создания современники сочли его шедевром.
- «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой», (1633). Один из немногочисленных натюрмортов живописца и единственный с авторской подписью. Изображенные предметы имеют символическое значение: они указывают на непорочность Богородицы и Святую Троицу.
- «Геракл борется с лернейской гидрой» (1634). О том, что посвященная древнегреческому герою серия написана Сурбараном, стало известно лишь в 1945 году. Изображение выглядит довольно простым — вероятно, это сделано намеренно, чтобы небольшие картины были хорошо различимы издалека.
- «Отрочество Богоматери» (около 1658). Юная Мария, отвлекшаяся от рукоделия ради молитвы, написана, предположительно, с рано умершей младшей дочери художника Мануэлы. Сейчас это произведение выставляется в Эрмитаже.