Легенда о злодее
Согласно легенде Крампус и Святой Николай путешествуют вместе по всей Европе накануне Дня Святого Николая. Первый отвечает за наказания и боль, второй поощряет детишек и совершает добрые поступки.
В то время как Святой Николай кладет конфеты в обувь послушных маленьких детей, Крампус бьет непослушных шалунишек березовыми ветками. Самых непослушных детей он кладет в свой мешок и тащит с криком и плачем в свое логово. Там он либо мучает их и ест, либо отправляет в ад. Содержание конца зависит от источника. В некоторых легендах трактуется первый вариант, в других - второй. В любом случае действия Крампуса кажутся экстремальными и жуткими.
Как появился образ злодея Крампуса
Несмотря на то что он был поглощен рождественской традицией в течение последних нескольких веков, Крампус фактически возник во времена догерманского язычества в Северной Европе. Его имя происходит от немецкого слова "крампен", что в переводе на русский означает «коготь».
До того как он стал помощником управляющего святого Николая, он был сыном Хель, норвежской богини подземного мира. Его облик ужасает: демонический козел с одной человеческой и одной козьей ногой. Образ злодея связан с 1000-летним языческим ритуалом, который включал в себя одевание в жуткие костюмы и бег по улицам, чтобы рассеять дух зимы.
С развитием христианства образ Крампуса претерпел изменения
Под влиянием христианства легенда о Крампусе претерпела значительные изменения. В Средние века он представал в образе зимнего обманщика со склонностью к насилию. До того как христианство затронуло образ злодея, Крампус был тем, кого мы бы назвали сатиром: наполовину - козел, наполовину - человек.
Когда христианство распространилось по всей Европе, антипод Николая Чудотворца был изображен с более сатанинским подтекстом, включая непристойно длинный язык и цепи, связывающие его. Самым жутким постхристианским дополнением образа злодея на сегодняшний день был мешок или корзина, которые Крампус использует для похищения детей.
Крампус был отменен церковью
В 12-м столетии католическая церковь запретила празднование дня Крампуса, потому что он был слишком похож на дьявола. Попытки избавить верующих от любого упоминания злодея никогда не были столь успешными.
Следующая попытка избавить мир от этого зверя была предпринята в 1923 году, когда австрийские власти запретили всю деятельность, связанную с Крампусом, якобы за то, что она была злой, а также потому, что фашистское правительство считало его инструментом, созданным социал-демократами. Брошюры с надписью «Крампус - это злой человек» заполонили Австрию. Это делалось для того, чтобы предупредить родителей об опасностях этого рождественского монстра. Однако запрет продлился недолго.
Возвращение праздника Крампуса
Празднование вернулось в немецкие страны в конце 20-го века. Событие стало популярным также в Северной Америке. Во время празднования люди примеряют на себя образ рождественского злодея и бродят по улицам в поисках несчастных, которых одаряют ударами и оплеухами. Причем жертвой Крампуса могут стать не только дети-правонарушители, но и взрослые, которые стоят на их пути. Самые забавные мероприятия празднования - это раздача карточек Крампуса и оставление игривых угроз друзьям.
Торжества, как правило, происходят 5 декабря, но в зависимости от страны дата может сдвигаться на несколько дней назад или вперед.
Все наряды изготавливаются вручную
Неотъемлемым атрибутом праздника в честь рождественского злодея является костюм. Если с Санта-Клаусом и Дедом Морозом все понятно, то с образом Крампуса дела обстоят сложнее.
Наряды и маски изготавливаются вручную. Все детали маски кропотливо вырезаются из дерева. Поэтому многие начинают готовить костюм сказочного злодея за несколько месяцев до самого праздника.
Крампус проложил себе путь в Америку в 2000-х годах
До 2000-х годов Рождество в Америке было довольно Санта-ориентированным. Санта Клаус считался основной фигурой, вокруг которой разворачивалось все действие. Конечно, были образы Гринча и гремлинов, но они лишь слегка оттеняли Санта-Клауса, но не могли затмить его. Все изменилось в начале 21-го столетия после того, как открытки Крампуса 19-го века начали распространяться в Интернете. Анти-Санта начал появляться повсюду - от кино и телевидения до поздравительных открыток.
Постепенно американцы начали праздновать день Крампуса и готовиться к событию не менее ответственно, чем к Рождеству. Несмотря на такой интерес к злодею, никто из людей не хотел бы оказаться в его корзине или мешке и быть съеденным рождественским чудовищем или быть подвергнутым своеобразным пыткам.