О художнице
Зинаида Серебрякова оставила неизгладимый след в истории живописи как один из самых известных художников ХХ века. Она родилась 12 декабря 1884 года в усадьбе Нескучное на территории современного Харькова в династии художников Бенуа-Лансере. Отец художницы, Евгений Лансере, был известным скульптором.
Дядя Серебряковой, Александр Бенуа, был влиятельным русским художником, одним из основателей художественной группы «Мир искусства», создавшим ряд важных публикаций о русских художниках. Когда Зинаиде едва исполнилось 2 года, ее отец умер от туберкулеза, и семья была вынуждена переехать в квартиру ее деда в Санкт-Петербурге. К слову, дед по матери, Николай Бенуа, был известным профессором и председателем Петербургского общества архитекторов. Его квартира находилась рядом с Мариинским театром.
Благодаря такой талантливой родословной с детства Серебрякову окружали художники всех мастей, у которых она могла учиться живописи, музыке и танцам. В 1900 году она поступила в женскую гимназию и художественную школу княгини К. Н. Тенишевой, где познакомилась с Ильей Репиным, считавшимся тогда российским Рембрандтом. Именно Репин стал ее первым наставником. В 1903 году Серебрякова поступила в мастерскую Осипа Браза, русского художника-реалиста, соратника «Мира искусства».
«Карточный домик»
Популярным произведением Серебряковой является картина «Карточный домик» (1919). Сюжет кажется довольно забавным, семейным и уютным. Это группа детей, увлеченных постройкой карточного домика. Трое мальчишек и девочка – это дети самой художницы. Они сидят за столом с темно-синей скатертью. На столе стоит ваза с васильками и кукла, в которую уже никто не играет. На картине изображен момент, когда маленькая героиня собирается взять со стола карту и сложить ее в домик. Другой рукой она держит туз червей.
Действительно, очень увлекательное и интересное занятие. Художница мастерски передала прелесть детской игры. Но что-то в этой не так… Это взгляды детей. Конечно, подобная игра требует внимательности и чрезвычайной аккуратности. Дети достаточно серьезно подошли к этому делу. Возможно, поэтому в их мимике присутствует напряжение и настойчивость, которые должны помочь добиться успеха? Нет, слишком мрачные лица, в которых нет и намека на веселье. Тревога и неудачи заметны на лицах школьников. Еще авторский посыл, который настораживает – слишком темная и мрачная палитра. Интересно, что Серебрякова решила изобразить это полотно в холодных тонах, но с чего бы это вдруг? Ведь для нее это было совсем не характерно. На самом деле, на полотне отражена глубокая личная трагедия женщины, жены и матери в одном лице. Целая череда неприятных событий произошли с Серебряковой за год и в год написания этой картины.
Семейная жизнь Серебряковой
В 1917 году, на пике карьеры Серебряковой, Императорская Академия в Санкт-Петербурге присвоила ей звание академика. Но большевистская революция лишила ее возможности учиться в академии, поскольку ей пришлось бежать. Тогда Серебрякова решила снять неотапливаемую трехкомнатную квартиру в соседнем Харькове. С 1918 года начинается черная полоса в жизни художницы. Ее любимое поместье Нескучное было разграблено и сожжено дотла. В 1919 году ее муж был арестован в Москве во время красного террора, а затем умер от тифа в большевистской тюрьме. Овдовевшая с четырьмя маленькими детьми и больной матерью, Серебрякова вернулась в Санкт-Петербург. Это был поворотный момент в ее карьере. Она искала любую работу, чтобы уберечь свою семью от голода. Жизнь прошла в нищете, а прошлое разлетелось как карточный домик. Эти ситуации и подтолкнули художницу к созданию холста.
Именно в это время она создала свою самую мрачную работу «Карточный домик», в которой ее четверо детей переживают жизненные тяготы, играя в игру. Все сложности их судьбы передают взгляды. Томные, озадаченные и напряженные. Это взгляды детей, которые не успели насладиться детством. Сравнивая эту работу с более ранней картиной «За завтраком» (1914), невозможно не заметить резкий контраст. Первая работа изображает счастливую молодую семью. А картина 1919 года – семью измученную, пережившую немало трудностей.
Таким образом, карточный домик на картине олицетворяет надежду и веру в лучшее, духовное благополучие, которого недостаточно. Для художницы всегда были важны семья, домашний уют и спокойствие (именно этими ценностями наполнены полотна Серебряковой). А в этой работе домик из карт, который вот-вот обрушится, символизирует мимолетность человеческого счастья. Точно так же может рухнуть и семья. Зрителям, безусловно, хочется надеяться на солнечное и счастливое будущее этих детей.