Художник, которого называют одним из основателей символизма, отказался от удобного и привычного академизма и работал в манере, приближенной к сюрреализму, экспрессионизму и дадаизму. Творчество Редона четко разделяют на два периода — черный (графика и работы, выполненные углем) и цветной (произведения, написанные пастелью и маслом).
Биография Одилона Редона
Одилон Редон появился на свет 20 апреля 1840 года в зажиточной семье землевладельца и предпринимателя Бертрана Редона в аквитанском городе Бордо. Среднего сына при рождении назвали Бертран Жан (Bertrand Jean Redon), но со временем к нему прикрепилось ласкательное имя Одилон, производное от имени матери Мари-Одиль Геран.
Одилон Редон был болезненным ребенком, и родители до 11 лет оставили мальчика на попечении дяди и кормилицы в семейном поместье Пейрельбад. В теплые дни он в одиночку прогуливался по окрестностям и наблюдал за небом, выискивая в облаках очертания диковинных существ. Именно в это время в ребенке зародился интерес к неизведанным явлениям природы, позже трансформировавшийся в увлечение сюрреализмом и мистикой.
Одилон Редон познакомился с живописью в семь лет во время поездки в Париж, где посетил художественные галереи и остался под впечатлением от некоторых драматических холстов. Мальчик увлекся рисованием и в десять лет в школе получил первую награду. А вот учеба особой радости ему не приносила, скорее наоборот — на уроках Одилон постоянно испытывал глубокую печаль.
Все изменилось, когда Одилон Редон записался в ученики к Станисласу Горину (Stanislas Gorin), который преподал юноше основы акварельной техники и познакомил с творчеством Камиля Коро (Camille Corot), Гюстава Моро (Gustave Moreau) и Эжена Делакруа (Eugène Delacroix). Вторым по значимости учителем для Редона стал Арман Клаво, смотритель ботанического сада Бордо. Страстный чтец и поклонник Шекспира, Арман оказал значительное влияние на литературные и художественные вкусы юного Редона, открыл ему тайны естествознания и теорию Дарвина.
В Париж Одилон Редон уехал в 1862 году полностью сформировавшейся личностью, четко осознающим, чего он хочет достичь. Покорившись желанию отца, он попытался сдать экзамены на курс архитектора в школу искусств, но безуспешно. В течение года посещал занятия в архитектурных студиях и брал уроки академической живописи, усовершенствовал технику и понял, что не желает творить в классической манере.
Одилон Редон вернулся в Бордо, где в 1863 году произошла встреча с третьим важным человеком в его жизни — с Родольфом Бресдином (Rodolphe Bresdin). Новый приятель подтолкнул Редона к графике и литографии и к созданию фантасмагорических рисунков. В 1865 году друзья выпустили серию из 12 гравюр.
В 1870 году, неожиданно для окружающих, Одилон Редон записался добровольцем на франко-прусскую войну, где проявил себя отважным солдатом. Вернувшись в мирную жизнь, рисует «нуары» — черные картины углем, и утверждает, что при внимательном и уважительном отношении к черному цвету художник сможет более четко передавать духовность любого сюжета. Одну из серий рисунков нуар под названием «Сон» Одилон посвятил своему старому приятелю Арману Клаво.
В 1880 году, в возрасте 50 лет, Одилон Редон женился и кардинально изменил манеру рисования. Впервые художник взялся за цветную пастель во время медового месяца и по ярким и солнечным работам можно понять, насколько он был счастлив в браке. С супругой ему действительно повезло. Камиль Фольт стала женой, другом и напарником. Она ведет переговоры с дилерами и прессой, а он пишет ее портреты. Редон полностью перешел на цветную живопись, отказавшись от угля и графики. Сюжеты для картин он заимствует у буддизма, христианства, греко-романской мифологии и у Шекспира.
Настоящее признание пришло к художнику незадолго до смерти. В 1903 году Одилона Редона посвятили в рыцари Ордена Почетного Легиона, в 1904 году на Осеннем художественном салоне для демонстрации его работ выделили целый зал, а в 1913 году живописца пригласили на арсенальную выставку в Нью-Йорке. Но потом началась Первая мировая война. Переживания за судьбу единственного сына подорвали и без того шаткое здоровье художника. Одилон Редон ушел из жизни 6 июля 1916 года, оставив незаконченной работу «Дева».
Самые известные картины Одилона Редона
Картины Одилона Редона хранятся в известных музеях мира, художественных галереях и в частных коллекциях. Самые известные и ценные произведения художника:
- «Ворон» (1882) — гравюра из серии, посвященной Эдгару По, хранится в коллекции Национальной галереи Канады.
- «Парсифаль» (1891) — гравюра на тему одноименной оперы Вагнера. Редон был поклонником композитора, восхищался умением мастера соединять в одном произведении мифологическую историю и музыку.
- «Закрытые глаза» (1890) — одна из самых первых цветных работ мастера.
- «Будда» (1905) — произведение, выполненное цветной пастелью, показывает заинтересованность художника в индийской поэзии и в буддизме.
- «Рождение Венеры» (1912) — один из трех вариантов произведения в интерпретации Одилона Редона.