«Печальник горя народного»: жизнь и творчество Константина Савицкого
136
просмотров
Константин Аполлонович Савицкий — русский жанровый живописец-реалист, замечательный художник-передвижник. В своих картинах Константин Савицкий изображал сюжеты из жизни простого народа, тонко подмечая особенности характеров людей. В качестве директора Пензенского художественного училища мастер дал путевку в жизнь многим молодым дарованиям.
Константин Савицкий. Иван Крамской. «Портрет художника Константина Савицкого», 1871

Биография Константина Савицкого

Константин Савицкий появился на свет в Таганроге 6 июня 1844 г. Ребенок рано увлекся изобразительным искусством, и в его первых зарисовках уже явственно проглядывал талант. Во время обучения в гимназии самым любимым предметом мальчика было рисование. После смерти обоих родителей пятнадцатилетнего юношу взял на воспитание родной дядя, живший в Латвии.

Константин Савицкий. «Ремонтные работы на железной дороге», 1874

В 1862 году Константин Савицкий был принят вольным слушателем в Императорскую Академию художеств, но из-за недостаточной подготовленности вынужден был вскоре оставить ее. Позже он все же вернулся в Академию, где учился у знаменитого исторического живописца Алексея Маркова, представителя академического направления Федора Бруни и известного педагога Павла Чистякова. Очень скоро молодой талант вошел в число лучших. Он удостоился 6 серебряных и одной малой золотой медали.

Константин Савицкий. «Путешественники в Оверни», 1876

Константин Савицкий грезил большой золотой медалью, открывавшей путь к продолжению стажировки в Европе. Но из-за участия в передвижных выставках он был отчислен из Академии. Поводом к этому послужил не сданный в срок из-за свадьбы экзамен.

Константин Савицкий. «Море в Нормандии», 1875

Одним из наиболее выразительных произведений того периода стала работа «Ремонтные работы на железной дороге». Главные герои монументальной картины — простые крестьяне. Художнику удалось показать всю тяжесть напряженного труда поденщиков, впервые проявить то «хоровое начало», которое красной нитью проходит в более позднем творчестве мастера.

Константин Савицкий. «Встреча иконы», 1878

Именно эта картина принесла автору и славу, и деньги. После того, как Павел Третьяков купил ее для своей галереи, художник смог поехать во Францию, где его уже ждали друзья — Василий Поленов и Илья Репин — и где в том же году состоялась первая выставка художников-импрессионистов. Наш герой был «слишком передвижником» для того, чтобы попробовать себя в импрессионизме, но все же в его работах становится заметной сосредоточенность на передаче световоздушной среды.

Константин Савицкий. «На войну», 1888

В феврале 1875 года свела счеты с жизнью из-за терзавшей ее ревности супруга художника. Вдовец возвращается в Россию и активно трудится, чтобы забыть о своей беде.

Именно этот период многие исследователи считают пиком творческого подъема живописца.

Константин Савицкий. «Семейная ссора (Не сошлись характером)», 1890

В 1880 году Константин Аполлонович переезжает в Петербург. Он снова вступает в брак, и наконец ему улыбается счастье. Вторая жена подарила мужу семерых детей. Обиженный малыш на картине «Семейная ссора» — один из сыновей пары, Георгий. В будущем он станет популярным советским художником.

Константин Савицкий. «В ожидании приговора суда», 1895

Спустя десять лет семья обосновывается в Москве. Там Константин Аполлонович Савицкий отдает все силы «Товариществу передвижных художественных выставок». Имя его уже широко известно. В 1898 году живописец получает должность директора Пензенского художественного училища и внедряет в учреждении передовую программу обучения.

Скончался мастер 13 февраля 1905 года от внезапной остановки сердца, его могила находится в Пензе.

Константин Савицкий. «Павшая лошадь», 1897

Картины Константина Савицкого

Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:

  • «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
  • «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
  • «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
  • «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
  • «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
  • «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.
Константин Савицкий. «Охотник», 1874
Константин Савицкий. «Темные люди», 1882
Константин Савицкий. «Отец», 1896
Константин Савицкий. «Инок», 1897

Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.

Интересные факты

На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.

Константин Савицкий. Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится