В поисках себя
Он появился на свет в 1934 году в городе Богородское Горьковской области, в семье журналиста и диктора радио. Впрочем, мама будущего актёра тоже мечтала о сцене, однако родные решили, что в семье достаточно одного актёра, родного брата мамы. Отец был отчаянным романтиком и потому сына назвал Отто, в честь легендарного Отто Шмидта. Когда же сын подрос, то иностранные имена уже были, мягко говоря, непопулярны, а потому мальчик сам изменил себе имя и стал представляться Анатолием.
Он рос самым обычным пареньком, очень любил свою семью и младшего брата. После того, как мальчик прочёл на школьном вечере отрывок из «Войны и мира», стало понятно: он далеко пойдёт. Учителя советовали Солоницыну готовиться к поступлению в театральной, но юноша после седьмого класса поступил в строительный техникум. Отец одобрил выбор сына, а уже через два месяца после начала занятий оказалось, что Анатолий ходить на занятия перестал.
Вместо этого он отправлялся в кинотеатр или в оперетту. Деньги на эти походы он выручил, продав две простыни из запасов бабушки. Когда правда открылась, Анатолий твёрдо пообещал деньги вернуть. Устроился слесарем на завод, но вскоре отца перевели на работу в город Фрунзе, и вся семья поехала вслед за ним. Анатолий самостоятельно прошёл программу восьмого и девятого классов, сдал экстерном экзамены и поступил в десятый.
Поучив аттестат о среднем образовании, Анатолий Солоницын поехал в Москву, поступать в ГИТИС.
Сложности бытия
Однако Москва так и не покорилась тогда Анатолию. Три года подряд он пытался поступить и трижды ему отказывали по причине отсутствия способностей. При этом поступал юноша только в ГИТИС, другие театральные ВУЗы даже не рассматривал.
После первого провала он завербовался на работу в геологическую экспедицию, где юношу и других молодых рабочих обманули с оплатой, и домой совестливый Анатолий возвращался пешком, пройдя путь от озера Иссык-Куль до Фрунзе. Провалившись во второй раз, он устроился рабочим и выкорчёвывал пни в Ивановской области. После третьего провала младший брат Алексей порекомендовал Анатолию поступить в студию при Свердловском драматическом театре, куда его приняли с первой же попытки, правда, далеко не все члены комиссии были с этим согласны.
Учился Солоницын увлечённо, не обращая внимания на бытовые трудности и проблемы. Даже когда оказалось, что он болен цингой, за помощью к родным не обращался, а самому отчаянно не хватало средств ни на лекарства, ни на нормальное питание. Снова ему на помощь пришёл младший брат. Алексей продал старинную церковную книгу, доставшуюся ему от деда, и смог купить продукты для Анатолия, и оставить деньги на лекарства.
После окончания студии Анатолия оставили в труппе Свердловского драмтеатра, однако долгие годы талантливый актёр оставался невостребованным. Он не походил ни на комсомольского вожака, ни на деревенского парня, в коих была тогда нужда.
Солоницын и Тарковский
Но однажды ему повезло: в театре оказался Глеб Панфилов, который только готовился выпустить свою первую короткометражную ленту. Он и пригласил Солоницына сниматься. К тому времени Анатолий успел прочесть сценарий фильма «Андрей Рублёв», напечатанный в журнале «Искусство кино». С тех пор мечта о роли Андрея Рублёва поселилась в сердце актёра. Он уговорил Глеба Панфилова, отправившегося после съёмок назад в столицу, узнать, кого утвердили на роль главного героя и утвердили ли вообще.
Когда же Панфилов рассказал Солоницыну по телефону, что не совсем ещё определились с актёром, Анатолий без тени сомнений отправился в Москву. Тарковский разрешил сделать несколько снимков актёра, скорее из жалости к последнему, приехавшему издалека. Но после просмотра фотографий вызвал Солоницына на кинопробы и сумел отстоять его кандидатуру перед художественным советом.
Все были против никому неизвестного тогда Солоницына, однако Тарковский был непоколебим. Он даже пригласил несколько историков и попросил их выбрать из множества фотографий именно ту, человек на которой более всего напоминал бы Андрея Рублёва. Все указали на Анатолия Солоницына.
Во время работы над фильмом стало ясно, что режиссёр не ошибся. Актёр удивительным образом совпал с главным героем. Но Солоницын ещё и умел идти за режиссёром, выполняя неукоснительно все требования, малейшие пожелания, вырисовывая образ главного героя. С тех пор Андрей Тарковский неизменно приглашал Солоницына в свои фильмы. Правда, тот же «Андрей Рублёв» какое-то время пролежал на полке и был выпущен в прокат уже в 1971 году, да и то ограниченно. Фактически, настоящая премьера состоялась уже в 1987 году, когда исполнителя роли главного героя уже не было в живых.
Но был ещё и «Сталкер», благодаря которому Анатолий Солоницын стал по-настоящему знаменит.
Недолгое счастье
Анатолий Солоницын снимался достаточно много, со временем его актёрский дар раскрылся, режиссёры с удовольствием работали с талантливым актёром, который умел слышать режиссёра и при этом никогда не терял своей индивидуальности.
Сложилась и личная жизнь актёра. Первый его брак был недолгим: он женился на Людмиле Успенской, сотруднице Свердловской киностудии. Второй супругой актёра стала Лариса Сысоева, студентка химического техникума, где актёр вёл драматический кружок. У них родилась дочь Лариса, но брак распался, когда девочке было всего 8 лет.
А потом на съёмках «Сталкера» Анатолий Солоницын встретил Светлану, работавшую гримёром на «Мосфильме» после неудачного поступления в театральный. Она была младше актёра на 20 лет, но казалась гораздо мудрее самого Анатолия. Каждый, кто видел их вместе, не сомневался: это была настоящая любовь. Анатолий и Светлана не расставались ни на миг. Супруга сопровождала актёра на съёмках, умея создать даже в невзрачном гостиничном номере уютную домашнюю атмосферу.
Но во время съёмок картины Вадима Абдрашитова «Остановите поезд» Анатолий Солоницын упал с лошади, получив сильную травму грудной клетки. Во время лечения выяснилось, что у актёра онкологическое заболевание лёгких. В июне 1982 года его не стало. Но снова и снова с экранов смотрит на зрителя его глазами Андрей Рублёв...