Церковная архитектура развивалась стремительнее, чем любая другая. Церкви были первыми каменными постройками во многих городах, в то время как прочие здания строились по-прежнему из дерева. И немудрено, что именно церкви сохранились до наших дней. По этим храмам можно путешествовать во времени и проследить историю России.
Древнейшие времена
Сейчас на территории России есть несколько православных храмов, которые были построены еще до Крещения Руси в 988 году. Например, на Кавказе, есть Храм на Нижне-Архызском городище в Карачаево-Черкесии - настоящий археологический памятник древнего аланского государства. Этот храм был построен в X веке из совершенно не свойственного средней полосе России песчаника.
Другим примером дохристианской эпохи служит Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи, который сейчас считается древнейшим городом на территории России. Эта базилика была построена в X веке во времена главенства Византийской Империи над Крымом.
Домонгольский период
Средневековая Русь сильно пострадала от татаро-монгольского нашествия - иноверцы нещадно жгли и разрушали церкви и два века взимали дань с русских княжеств. Сохранилось не так много примеров «домонгольских» церквей XI-XV веков, в основном они из областей, куда татаро-монголы не дошли. Многие были построены еще по византийским образцам. Они представляют из себя крестово-купольные храмы. Это означает, что перекрытия собора выстроены так, что в основании получается крест, а над его серединой расположен купол.
Одна из древнейших церквей Древней Руси - Софийский собор в Великом Новгороде, возведенный в 1045—1050 годах.
Кстати, стены многих соборов стали белить уже позже, а в древности они выглядели примерно как Петропавловская церковь в Смоленске 1146 года постройки.
Не дошли татаро-монголы и до Пскова, поэтому там сохранилось несколько церквей XII-XIII века, которые разом внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, этот Собор Иоанна Предтечи, построенный в 1240 году. Особенность псковской школы - приземистость строений и минимум наружного декора.
До XV века на Руси была феодальная раздробленность - регионы развивались как отдельные княжества - одним из самых сильных и влиятельных было Владимиро-Суздальское княжество, объединившее после всю Северо-Восточную Русь. Один из древнейших храмов княжества - традиционный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, построенный в 1152 году.
Кафедральный Успенский Собор во Владимире был построен в 1158 году и являет собой уже очень сложную архитектурную форму, имеет богатый декор - и расписан фресками знаменитого Андрея Рублева. Татаро-монголы несколько раз поджигали и грабили его, но общий облик сохранился.
Древнейший сохранившийся храм Москвы - построенный в 1420—1425 годах Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Характерные для московской архитектуры элементы внешнего декора - закомары и кокошники.
Объединенная Русь и русское царство
В конце XV века раздробленные русские княжества наконец объединили усилия и избавились от татаро-монгольского ига. «Собирателем русских земель» стал Иван III, ставший первым правителем Русского Государства, столица которого утвердилась в Москве. При нем в 1475—1479 годах итальянский архитектор Аристотеля Фиораванти построил был кафедральный Успенский Собор Московского Кремля, а также начали строить и каменный Кремль на месте деревянного.
В 1508 году другой итальянец - Алевиз Новый - построил Архангельский Собор в Московском Кремле, в котором использовал уже куда более смелый декор с явным влиянием итальянской архитектуры.
Церковная архитектура трансформируется. Один из новых «модных» элементов XVI века становится шатровый купол. В 1532 году строится первый подобный каменный храм - Церковь Вознесения в Коломенском.
Пришедший к власти Иван Грозный объявил себя царем, Русь - царством. Одним из самых известных архитектурных результатов его правления стал Храм Василия Блаженного, построенный в честь покорения Казани.
Продолжают строить церкви и в «старом» стиле, но часто начинает встречаться высокое крыльцо. К середине XVI века относится главный Смоленский храм Новодевичьего монастыря в Москве.
А в 1559-1585 годах строится новый и богато украшенный храм в главной святыне -Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре.
Новая эпоха Романовых: узорочье и барокко
В начале XVII века на Руси наступает Смутное время, отсутствие власти и польская интервенция. Однако уже к середине века формируется новый стиль - русское узорочье. Визитной карточкой стиля можно считать нарядную московскую Церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1628—1651 годах.
Для стиля «узорочье» характерно обилие декора, церковь - становится расписный узором. Много маленьких главок, вместо больших куполов, шатры, кокошники, резные наличники, а также разноцветные изразцы. Причем строятся такие храмы далеко не только в Москве, но по всей России. Один из самых ярких примеров - Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме (1630-е).
С приходом к власти Петра I и активным влиянием европейской архитектуры в Россию приходит барокко. Этому стилю характерен обильный лепной декор, а также множество резных элементов и позолоты. Например, как в московском Храме Покрова в Филях (1690—1694 годы постройки).
При этом русском барокко отличается обилием самых разнообразных храмовых форм, прежде не встречавшихся. Например, ротонды, как Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (конец XVII века).
Или Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове, более поздняя - 1714-1722 годы - и еще более «европейская».
Встречаются и вовсе уникальные эксперименты, как Знаменская церковь в Дубровицах (1690—1704 годы).
Эксперты выделяют множество разновидностей барокко в России - у каждого правителя и даже крупного заказчика был свой взгляд. На севере появляется свой вариант барокко, более сдержанного - пример тому Входоиерусалимская церковь в Тотьме (1794).
Одновременно в отдаленных восточных губерниях развивается «сибирское барокко», которое впитывает еще и азиатские мотивы. Яркий пример - Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747) с пламенеющими арками. (Читайте больше про Сибирское барокко тут)
Деревянное зодчество
Многие храмы на Руси и в XVIII веке продолжали строить из дерева. Большинство из них не дожили до наших дней, однако, некоторые уникальные экземпляры сохранились, особенно на русском севере. Например, знаменитая Церковь Преображения Господня на острове Кижи (1694—1714 годов).
Классицизм Санкт-Петербурга
Устав от ажурных церквей с обильным декором, русские зодчие перешли к более сдержанному классическому стилю, популярному и в Европе. Особенно часто можно встретить такие церкви в новоиспеченной столице - Санкт-Петербурге. Так в 1776—1790 годах строится Троицкий собор Александро-Невской лавры.
В стиле классицизм строится и Казанский собор (1801—1811) с узнаваемой колоннадой.
Русский стиль
К концу XIX века возникает мода на возвращение к «корням». Архитекторы (впрочем, как и художники) интересуются исконной, допетровской Русью, не «испорченной» влиянием Европы. Насмотревшись на древние храмы Северо-Восточной Руси и Новгорода, а также на узорочье, они строят церкви в «неорусском» стиле. На месте гибели Александра II, его сын император Александр III велит построить церковь и сам выбирает проект в русском стиле - Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (1883—1907), который некоторые даже путают с Храмом Василия Блаженного, построенного за четыре века до этого.
Некоторые архитекторы, как Константин Тон, делают уклон в византийские традиции. Яркий пример тому - Храм Христа Спасителя в Москве. Он был построен в 1837—1860 годах, но разрушен советской властью в 1930-х. Современная постройка 1990-х является воссозданием оригинального проекта.
А эта Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913—1916 годы) совмещает русский стиль и элементы модерна.
Современный стиль
В советское время церкви больше сносили, чем строили. И все же несколько проектов, задуманных еще до революции, в итоге были воплощены в жизнь (читайте больше тут.) В современной России строится много церквей. Многие опираются на барокко и классицизм, трактуя их на новый лад. Но многие церкви строятся именно в неорусском стиле и включают элементы ар-деко. Например, Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке в Москве, построенная в 2013-2017 годах.