![Современная форма протеста: арт-активизм в России в 2010-е годы](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-05/13/sovremennaya-forma-protesta-art-aktivizm-v-rossii-v-2010-e-gody_1620932549-b.jpg)
Эти годы принесли много изменений в художественную среду и деятельность арт-активистов. В основном, это связано с закономерным развитием самой арт-сферы, а также с политическими и социальными изменениями в стране. Большое развитие получили такие движения художественных активистов как борьба за политические права, поддержка прав меньшинств, защита окружающей среды и другие.
Вследствие политических изменений в страны многие арт-активисты стали переориентироваться именно на политический активизм. Таким образом они становились идейными вдохновителями протестной энергии общества. Для этого использовались всевозможные способы – от акций и перформансов прямого действия, до стрит-арта, музыки и литературных текстов. Можно сказать, что в новом десятилетии российские активисты стали понимать “искусство” по-другому.
Политическое искусство
С самых первых протестных митингов, произошедших в 2011 году в многих городах России по случаю фальсификации выборов в Государственную Думу, в арт-среде наблюдалась резко усилившаяся активизация такого направления, как политическое искусство. Как писал являвшийся одним из главных лиц русского арт-активизма 2010-х годов Пётр Павленский в своём тексте “Бюрократическая судорога и новая экономика политического искусства”,
...политическое искусство обозначает свою освободительную функцию через нежелание обслуживать существующую власть. Его цель — это опровержение нарратива власти. <…> Сущность конфликта политического искусства и нарратива власти в том, что политическое искусство при всем разнообразии своих методик и форм всегда остается освободительной практикой.
Многие специалисты по искусству утверждают, что в основе любой протестной политики общества лежит именно сфера искусства. Следовательно, протестное искусство чаще всего акцентирует общественное внимание на государственных проблемах, подталкивая его на размышления о нынешней ситуации.
Уличный протест как форма активизма стал главным символом этого десятилетия. Оно выражалось через уличные протестные акции, вандализм или же радикальные перфомансы активистов и художников.
Народное творчество...
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-2-1620932549.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-3-1620932549.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-4-1620932549.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-5-1620932549.jpg)
Само по себе уличное пространство тоже было выбрано неслучайно. Во-первых, популярные городские места были скоплением больших масс людей. Кроме того, власть, реагирующая на различные акции силовыми репрессивными мерами, стала основным катализатором создания необходимого медиаэффекта. Можно предположить, что в политическом акционизме реакция правоохранительных органов и последующие разбирательства также становятся продолжением художественной акции.
Однако помимо серьёзно настроенных оппозиционных протестующих, которые использовали всевозможные способы для борьбы с системой, существовало и множество творческих способов для привлечения внимания к политической ситуации в стране, например, карикатурные комиксы, оппозиционные тексты и песни, театральные постановки и так далее. В итоге, по словам дизайнера А. Мейка уличное искусство (стрит-арт) начинает тесно переплетаться с активизмом.
Одним из самых ярких примеров освободительных процессов в 2011-2012 гг. стала феминистическая оппозиционная музыкальная группа “Pussy Riot”, сформировавшаяся из московской фракции радикальной группы “Война”. Настоящие личности участниц этой панк-рок группы были, в основном, неизвестны, так как анонимность является одним из главных принципов группы. Несмотря на свою изначальную репрезентацию как музыкальной группы, практически все музыкальные критики и искусствоведы считают эту деятельностью не самой главной в их творчестве. По словам музыкального критика А. Троицкого,
Pussy Riot — самая экзотическая рок-группа в мире. Они прославились, не записав ни одной песни, не сыграв ни одного концерта.
Арт-перфоманс и политический активизм – вот что действительно стало самым главным элементом известности. Так, искусствовед Т. Волкова утверждает, что их самая первая акция с песней “Освободи брусчатку”, посвящённая выборам в Государственную Думу, подняла волну для всего протестного движения в России.
В 2012 году ими были проведены две очень яркие и значимые акции. Первая с песней “Бунт в России — Путин зассал” на Лобном месте Красной площади, с отсылкой на московский акционизм 1990-х и группу “Э.Т.И.”. Вторая с песней “Богородица, Путина прогони!”. Места съемки исполнения этой песни происходили сначала в Богоявленском соборе в Елохове и затем в храме Христа Спасителя в Москве. В дальнейшем этот самый видеоролик и станет материалом для экспертизы по уголовному делу против трех участниц группы.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-7-1620932550.jpg)
Выбор таких значимых и важных мест в России и в Москве, в частности, по мнению многих журналистов и искусствоведов, не случаен. Они считают, что выбор площадок был вызван стремлением обратиться к максимально широкой аудитории и сломать традиционные представления о роли музыкантов и их восприятии слушателями.
Они потрясли общество не потому, что их акции предвещали события и становились катализатором общественных изменений, а потому что они смогли стать героями, выходящими на улицу один на один против системы и принося себя в жертву долгосрочным социальным преобразованиям.
В 2012 году за акцию в храме Христа Спасителя три участницы группы – Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич – были арестованы и обвинены в хулиганстве по мотивам религиозной вражды. Как говорят сами участницы:
Наше выступление в храме Христа Спасителя было политическим жестом, задевающим проблему сработничества РПЦ и путинской власти.
Так, “Pussy Riot” стали первой активисткой группой в современной России, участники которой акций получили реальный тюремный срок за свою акцию, а также единственным прецедентом акционизма, который публично прокомментировал президент России.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-9-1620932550.jpg)
Уже в мае 2012 года массовые протесты общества переросли в открытое противостояние властям. Так, был создан стихийный лагерь оппозиции «Оккупай Абай» в Москве. В лагере каждый день проходили выставки, перформансы, литературные чтения, театральные показы, концерты «музыки протеста» — групп “Центр”, “Аркадий Коц”, I.H.N.A.B.T.B., Паштета Филиппенко и других. Резиденты лагеря также участвовали в кампаниях по поддержке группы “Pussy Riot”.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-11-1620932550.jpg)
В это оппозиционной борьбе принимали участия практически все представители художественной среды. Например, в начале мая в столице прошла необычная акция литераторов "Контрольная прогулка". Главной целью мероприятия было установить, “могут ли москвичи свободно гулять по своему городу, или для этого нужен какой-то специальный пропуск”. В шествии принимали участие не только писатели и другие представители столичной интеллигенции, но и обычные горожане. На этом шествии присутствовали писатель Б. Акунин, писатель и журналист Дмитрий Быков, писатель Леонид Зорин, журналист Сергей Пархоменко, писатель Людмила Улицкая, публицист Виктор Шендерович, и другие. Также был реализован еще один литературный проект "Гражданин поэт", который происходил в жанре политической сатиры с критикой и рифмами на "злобу дня".
Художник А. Баззаев по прозвищу “Скиф”, который с 2010 года начал показывать своё отношение к властям – организовал “Маяковские чтения”, постоянно участвовал в митингах, а в 2011 году облил водой прокурора Москвы и получил за это 2 месяца в СИЗО и 7 месяцев исправительных работ.
Протестная арт-группа “23:59” провела более 20 акций в 2011-2012 гг. Отличительной чертой группы становятся отсылки к литературным текстам с оппозиционными мыслями и идеями. Свои акции и перфомансы группа создавала в креативной и ненасильственной форме сопротивления, в полной мере отталкиваясь от литературных текстов. Группа также активно поддерживала участниц группы “Pussy Riot” с помощью своих перформансов и одиночных пикетов.
Говоря о политических протестах в России в это время нельзя не вспомнить о Петре Павленском, который использовал радикальные перфомансы для привлечения внимания к общественным и политическим проблемам. В 2012 он провел свою самую первую акцию в поддержку участниц из “Pussy Riot” – “Шов”. В 2013 была акция “Туша” против репрессивной политики властей в стране. В феврале 2014 года Павленский с группой петербургских анархо-активистов провел акцию в самом центре Санкт-Петербурга, во время которой они воздвигли символические баррикады в поддержку Украины. Это была акция за свободу общества от империи, о чем говорилось в манифесте акции.
В 2015 году художник провел очень запоминающуюся и радикальную акцию “Угроза”, в ходе которой поджёг дверь центрального офиса ФСБ на Лубянке. Как пишет П. Митенко, «совершая поджог, художник хотел осветить свой путь и рассеять мрак, скрывающий функционирование этого учреждения».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-13-1620932550.jpg)
В 2015 году группа “Синий всадник” провела акцию “Изгоняющие дьявола. Осквернение Мавзолея”. Участники облили Мавзолей Ленина святой водой с криками “Встань и уйди”. Они видели смысл своего поступка в очищении современных умов от советского наследия. После акции группа получила по десять суток ареста.
Ещё одну известную политическую акцию “Не бойся” в 2015 году проводит Катрин Ненашева. В ходе акции она в течение месяца постоянно ходила в тюремной робе, пытаясь устроиться на работу, посещать кафе, покупать продукты в магазинах, а также фотографироваться со знакомыми и незнакомыми людьми, исследуя реакции горожан. Акция была приурочена к репрезентации людей, находящихся в тюрьмах. Завершается акция на Красной площади, где Ненашеву обривает наголо её соучастница Анна Боклер, что приводит к задержанию обеих.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-15-1620932550.jpg)
Поддержка политзаключенных
Нужно сказать, что одной из отличительных особенностей русского арт-пространства этих лет была этика взаимной поддержки и солидарности с другими представителями арт-активизма. Как пишет Т. Волкова, “отдельным направлением деятельности художников-активистов становится поддержка политических заключенных”. Это направление, конечно, появилось не с поддержки организаторов выставки “Запретное искусство – 2006” Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева, но это дело стало одним из первых громких такого рода.
В этом направлении можно выделить:
- акцию “Тараканий суд” в 2010 группы “Война” в поддержку Ерофеева и Самодурова и книгу “Запретное искусство” В. Ломаско и А. Николаева с изображением этого судебного процесса;
- выставку “Да, Скифы мы” в 2011 году в поддержку активиста Скифа;
- в честь поддержки участниц группы “Pussy Riot” была создана передвижная “Автобусная выставка”, а также выставка “Духовная брань”, проходившая в 2012 году, где девушки были изображены на картине “Троица”;
- создание уже упомянутого выше лагеря “Окупай Абай”, проекта “Арт-Абай” и других многочисленных фестивалей в поддержку девушек.
Был случай, когда активистские художники участвовали в кампании по защите Сергея Мохнаткина – случайного прохожего, оказавшегося на месте проведения несанкционированного митинга за свободу массовых собраний “Стратегии-31”. И таких примеров можно привести множество. Так, защита осуждённых стала общим делом в силу здорового и достойного чувства солидарности.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-17-1620932550.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-18-1620932550.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-19-1620932550.jpg)
Художественный арт-активизм
Важно помнить, что современный российский арт-активизм включает не только акционистов, но и художников в привычном смысле этого слова. Такие художники находятся немного в другой параллели, нежели деятельность группы “Pussy Riot” или Петра Павленского. Однако, несмотря на привычную форму их искусства, они всё равно не вписываются в привычное понимание этого понятия.
Так, можно вспомнить выставку “Осторожно, религия” в 2003 г. или “Запретное искусство – 2006” с последующим громким судебным разбирательством. Деятельность таких художников/арт-активистов всё равно остаётся в значительной степени непринятой и непризнанной государственными органами или официальными выставочными центрами из-за их политической ориентированности.
Современная российская художница Виктория Ломаско совместно с А. Николаевым создала свой узнаваемый стиль, выпустив альбом в жанре документального комикса, озаглавленный “Запретное искусство”. В нём были представлены графические зарисовки наиболее ярких моментов судебных процессов над деятелями искусства.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-21-1620932550.jpg)
Можно вспомнить несколько представителей российских художников, представляющих на сегодняшний день тему политической графики. Помимо Виктории Ломаско это работы, Алексея Иорша, Сергея Елкина, Васи Ложкина (под псевдонимом Алексея Куделина), Виктора Богорада и других. Несмотря на то, что их творчество не выставляется в музеях и выставочных центрах так часто, они стали довольно известными в Интернете и медиапространстве.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-23-1620932550.jpg)
Арт-форумы
Важным для развития арт-активизма в России стало появление международного фестиваля “Медиаудар” в 2011 году в Москве, целью которого было объединить арт-активистов и художников из разных стран и городов для поддержки разных социальных и художественный проектов: поддержка политзаключенных и угнетаемых меньшинств, эко-пропаганда и защита окружающей среды, помощь разного рода инициативам.
С помощью лекций, семинаров, дискуссий и перформансов форум стремился привлечь внимание к общественным проблемам, в основном с помощью искусства. В организационную группу в разное время входили очень известные в этих кругах художники, искусствоведы и активисты – Т. Волкова, А. Дикович, Р. Минаев, А. Сергеев и М. Калинина.
Изначально форум создавался с целью “разработки новой теоретической платформы, посвященной актуальному искусству”. Он был направлен на изучение, артикуляцию, документацию, поддержку и развитие активистского искусства. Организаторы были убеждены в том, что в новом десятилетии фокус современных художников основательно изменился. Интернет и медиапространство с его медиаэффектом стали намного важнее, чем существующие институты искусства.
В таких условиях художественная критика и искусствознание попросту не успевала за стремительными процессами нового времени. Необходимость в актуальной платформе, которая сможет объединить всех представителей этой сферы стала главной задачей для организаторов.
После проведения 5 удачных форумов не только в столице, но и в других крупных городах России, форум “МедиаУдар” закрылся в 2016 году.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/13/33855-entry-25-1620932550.jpg)
Подводя итоги десятилетия, можно упомянуть, что одно из главных отличий акционистов эпохи Путина от их предшественников состояло в том, что они полностью разрушили стену между собой и зрителями. Улицы стали местом притяжения всех свободных художников и арт-активистов, и выставки стало престижно проводить не в галереях, а в заброшенных местах и на улице.
Анализируя историю арт-активизма в России, художник А. Иорш в своей книге “Арт-активизм в комиксах” писал о том, что это движение в новом десятилетие переросло из разнородных и одиночных акций, которые требовали понимания определённого контекста, до выступления идеологических группировок, которые стали новым языком политических высказываний.
Нельзя не упомянуть, что весь арт-активизм последних лет был также связан и едиными темами, актуальными для всех – художников, активистов, простых граждан. На свет появлялись группы и акции, поддерживающие такие ранее непопулярные темы, как поддержка миноритарных групп, феминистское искусство, квир-активизм, деколониальность. Но самым главным ориентиром для всех них была борьба за свои права. Создавались медиафорумы и площадки для изучения этой темы.
Так, можно проследить за развитием практически главной идеи во всем арт-пространстве – борьба за свободное самовыражение и изменение существующего политического режима. Н. Толоконникова писала в своей публикации:
В период нашей активной акционистской работы, с 2008-го по 2011-й, Россия находилась в неком политическом летаргическом сне. И наша задача была (помимо задачи чисто художественной, формальной — развития языка акционизма) — растормошить политическое в россиянах, сделать актуальным критику и комментирование политических процессов…
Нужно отметить, что российский арт-активизм и акционизм последних десяти лет ни в коем случае не может быть сведен к его наиболее известным представителям. Напротив, начиная с 2011 года постепенно сформировалось достаточно широкое поле, география которого не ограничивалась лишь Москвой и Петербургом.
Прослеживается быстрое развитие арт-активизма в других регионах. Например, арт-инсталляция “Чудесное обретение иконы Pussy Riot” в Новосибирске, инсталляция “Белое кольцо” в Краснодаре, работа “От бога до насилия — один шаг” из Мурманска или акции-инсталляции в Екатеринбурге “Стабильность” и “Письмо Владимиру”.
Некоторые искусствоведы даже утверждают о единстве арт-активизма всего “постсоветского” пространства, потому что борьба с авторитарными режимами этих стран сближает всех протестных арт-активистов.
Тем не менее, большой проблемой арт-активистов в России являлся контроль и усиление режима государства. По словам А. Д. Эпштейна,
борьба режима против протестного акционизма была на удивление долгой и упорной, она нанесла властям, особенно в период суда над “Pussy Riot”, массу имиджевых потерь, однако в конечном счёте власти эту борьбу выиграли.
После 2016 года – с эмиграцией Петра Павленского во Францию, закрытием арт-фестиваля “Медиаудар” – закончилась яркая эпоха российского арт-активизма.
Существует мнение, что “акционизм в его привычном понимании, которое было заложено еще группой «Война» — что это исключительно вспышка, реакция власти и медиа — привело нас к тому, что акционизм потерял остроту. Акционистские проекты для пользователей Facebook стали неким элементом развлечения”.
Также, по мнению А.Д. Эпштейна, “продуктивно работающих арт-активистов и акционистов, чья деятельность имела бы существенный общественный резонанс, в стране тоже больше нет: одни замолчали; другие эмигрировали, сменив думы о свержении режима на заботы о том, как им выжить в чужих странах; третьи продолжают пытаться что-то делать, не имея почти никакой возможности рассказать о своей работе где бы то ни было”. Отсутствие таких мест и пространств стало большим ударом по всей оппозиционной арт-сфере.
В итоге, подходя к новому десятилетию, в российской действительности можно наблюдать отсутствие ярких голосов представителей арт-активизма. К сожалению, бедность российской сцены сегодня определяется тем, что в складывающихся социальных и политических условиях на людей, которые занимаются активистским искусством, производится слишком много давления. Что будет дальше и как будет развиваться арт-активизм в России приходится лишь догадываться.
Другие акции арт-активизма во второй половине десятилетия:
- Катрин Ненашева “Груз 300” - 2017 г.
- Уродины “Антиабортная акция” - 2018 г.
- Белая форма - 2019 г.
- Поручни - 2019 г.