Тео ван Дусбург: художник, архитектор, скульптор, философ и поэт
621
просмотров
«Цель природы – человек, цель человека – стиль», – говорил Тео ван Дусбург (Theo van Doesburg, 1883-1931). Сегодня мы расскажем вам об уникальной личности художника, архитектора, скульптора, теоретика искусства, поэта и философа.
Живопись Тео ван Дусбург
Живопись Тео ван Дусбург Self portrait with hat, 1909 и Simultaneous Counter composition

Кристиан Эмиль Мари Кюппер родился в Нидерландах в городе Утрехт. Удивительный факт, что для каждого рода своей деятельности он придумывал новый псевдоним. Как художник он был известен под именем Тео ван Дусбург, как философ, размышляющий над проблемами эстетики, – Альдо Камини, а поэта и литератора знали как Бонсета.

Свою первую выставку Дусбург организовал в 1908 году. Критики тогда отмечали, что в его работах явно прослеживается влияние творчества Ван Гога. Но уже в 1913 году, после знакомства с работами Кандинского, художник пересмотрел свой взгляд на искусство. Живопись для него приобрела более высокий и духовный смысл, который нужно искать во внутреннем мире человека, а не в его повседневной жизни. Он начинает активно интересоваться проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. Позже в одном журнале художник напишет:

«…Линия почти стала произведением искусства, с ней нельзя играть… Белое полотно само по себе почти торжественно. Каждая лишняя линия, каждая неправильно размещенная линия, любой цвет, размещенный без почитания или заботы, может испортить все, то есть - испортить духовное…»

Знаковым для Дусбурга стало знакомство с Питом Мондрианом. В 1917 году они с ним организовали группу и журнал «Стиль». Группа пропагандировала рационализм, защищая геометрическую и скульптурную архитектуру. Мондриан ввел такое понятие, как неопластицизм. Основной прием живописи, который использовали художники, – локальные заполнение холста геометрическими фигурами исключительно чистых цветов, входящих в основной спектр.

Члены этой группы работали в различных городах мира, но их объединяли знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма. «Стиль» зачастую называют оппозицией архитектурной школе Амстердама, которая пропагандировала экспрессионизм.

В 1917 году художник написал картину «Цветная конструкция для дымохода» (Colour design for a chimney). Она стала одной из самых первых известных работ в этом жанре.

Живопись | Тео ван Дусбург | Colour design for a chimney, 1917

Теория «Стиля» гласила, что композиция должна строиться на пропорциональном отношении между геометрическими фигурами. Дусбург создавал свои работы только после тщательных расчетов, он даже пользовался математическими формулами, потому что «все законы смысла умное число передает». Художник считал, что отобразить Вселенную можно только с помощью законов чисел. Его работы – это метафоры времени и пространства, основанные на математической точности.

Согласно этой теории Тео ван Дусбург в 1917 году создает одну из самых известных картин «Арифметическая композиция». На ней - череда черных квадратов на белом фоне, каждый из которых меньше предыдущего, что создает ощущение движения на холсте.

Живопись | Тео ван Дусбург | Арифметическая композиция, 1917

Чтобы написать это полотно художник пользовался простыми математическими расчетами: стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине предыдущего фрагмента. В результате же получилась своеобразная математическая метафора пространства.

Стоит отступить от творчества Дусбурга и вспомнить, что по образованию он был архитектором, а живописи учился самостоятельно. Возможно, отсюда такая тяга к математическим законам, которая проявлялась в живописи. Он в прямом смысле слова находил вдохновение в науке.

В 1920 году Тео ван Дусбург отправляется в турне-конференцию, где познакомился с новым течением, разработанном в стенах немецкой архитектурной школы «Баухаус». Его концепция заключалась в отказе от избыточных украшений, которые не соответствовали техническим реалиям. Новаторы стремились к функционализму и не уставали повторять: «Что удобно - то и красиво».

Вдохновившись их идеями, Дусбург создает в 1922 году следующий шедевр под названием «Композиция» (Composition XXII). Современники отмечали, что эта работа имеет поразительное сходство с проектом, который был создан архитекторами из «Баухаус». Утяжеляя композицию, на нижней, более темной части картины, размещены разноцветные прямоугольники и квадраты. Но остальные геометрические фигуры как будто рвутся ввысь. В верхней части полотна - невесомость, итог этого стремления. Зеленый цвет прямоугольников также выбран не случайно - он передает уравновешенность и гармонию. Идея работы в том, что только освободившись от всего, что сковывает и тормозит движение, можно обрести покой.

Живопись | Тео ван Дусбург | Composition XXII, 1922

В 1923 году Дусбург переехал в Париж, где в то время жил Мондриан. До этого товарищи виделись редко, их общение происходило в основном по переписке, поэтому несовместимость характеров не влияла на отношения художников. Но во время личных встреч вспыхивали ссоры, и спустя всего год между ними произошел раскол.

Дусбург стал развивать новую концепцию искусства, дав ему название элементаризм, который характеризовался диагональными линиями и «соперничал» с неопластицизмом Мондриана. Однако в 1929 году друзья-соперники все же помирились, когда случайно встретились в одном парижском кафе.

Судьба дала Дусбургу еще один шанс воплотить свои идеи в жизнь. В 1927 году он вместе с Гансом Арпом и Софией Таубер-Арп создал проект интерьера для кафе «Обетт» в Страсбурге. Соавторы обошлись без особых изысков: стены украшены живописью в основных цветах спектра, рисунки наложены почти на все плоскости помещения. Вся мебель выполнена из гнутого дерева, обстановку дополняли очень простые плафоны, прикрепленные к двум металлическим трубам.

Дусбург считал, что внешний облик здания должен определяться его планировкой. Новая архитектура «не пытается втиснуть различные по своему функциональному назначению помещения в один закрытый куб, – писал он. – Скорее она центробежно «разбрасывает» функциональные помещения… от центра куба. Благодаря высоте, ширине, глубине и времени… архитектура становится как бы парящей, так сказать, противодействующей силе тяжести».

Скончался Тео ван Дусбург 7 марта 1931 года в Давосе. После его смерти группа «Стиль» распалась. Она просуществовала совсем недолго, но ее деятельность оказала заметное влияние на появившееся позднее Конкретное искусство (Art concret).

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится