За кадром фильма «Жестокий романс»: почему Андрей Мягков чуть не погиб, а фильм получил разгромные рецензии
572
просмотров
Фильм «Жестокий романс» вписан золотыми буквами в сокровищницу советского кинематографа. Однако, критики поначалу восприняли его в штыки. Режиссера Эльдара Рязанова обвиняли в том, что он опошлил пьесу Островского, не передал атмосферу той эпохи, а заодно и в том, что наряду с такими корифеями, как Никита Михалков, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягкова, взял играть абсолютную дебютантку Ларису Гузееву.

Но негативные рецензии критиков не могли переломить ситуацию: «Жестокий романс» полюбился широкой публике еще с премьеры. Актеры с разным статусом сыграли сплоченно, сценарий не повторял фильм «Бесприданница» (1936), синглы из картины стали хитами конца 80-х. Но во время съемок происходило немало историй, которые запомнились творческому коллективу на всю жизнь.

Отсутствие кастинга

Еще когда Рязанов только перечитывал пьесы Николая Островского и решил экранизировать «Бесприданницу», он уже решил, что Паратова должен сыграть Никита Михалков, а Карандышева – Андрей Мягков. Поэтому он сначала заручился согласием этих актеров и лишь потом стал утверждать сценарий. В роли матери главной героини Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Она тоже дала свое согласие. Осталось найти лишь саму бесприданницу, Ларису Огудалову.

Кастинг провели лишь на эту роль, да и то он был коротким. Выбор режиссера пал на 23-летнюю Гузееву. Кроме имени, у нее не было ничего общего с героиней. Девушка явилась на кастинг в рваных джинсах, исповедовала образ жизни хиппи, а опыт разбитого сердца был ей явно не знаком. Но фильм был экспериментальным, и в новом прочтении Островского Гузеева сыграла трогательную барышню просто великолепно. Весь коллектив поддерживал начинающую актрису, да и она на лету постигала все тайны мастерства.

Съемки на натуре

Весь коллектив работал не в студии, а в Костроме. Вот здесь и произошел один из случаев, чуть не стоивших Андрею Мягкову жизни. По сценарию Карандышев бросается на лодке в погоню за теплоходом «Ласточка». Но то ли актер быстро плыл, то ли корабль двигался медленно, а только актер приблизился слишком близко. Одна из лопастей теплохода ударила лодку, та перевернулась, и Мягков ушел под воду.

«Тогда я подумал, что это – слишком глупая смерть. Что обвинят сценаристов, Рязанова. Я вспомним семью, дом, и мне вдруг стало очень спокойно» - вспоминает сам актер. Обретя душевное равновесие, Мягков выплыл, и инцидент был исчерпан. Бывали и другие эпизоды. Например, Михалков, чтобы вжиться в роль барина, живущего на широкую ногу, каждый день устраивал пиры для всей съемочной группы. А когда зарплату задержали, актер убил медведя и кормил весь коллектив его мясом.

Песни, ставшие хитами

Экранизация пьесы Н.Островского не могла быть одноименной. Ведь фильм «Бесприданница» уже имелся. Поэтому Рязанов решил назвать его «Жестоким романсом». Почему именно так? Эпоха, в которой разворачиваются события пьесы, ассоциировалась у Рязанова с русскими романсами. У Островского героиня исполняет «Не искушай меня без нужды», но режиссер решил использовать что-то более актуальное.

И в результате ставший хитом романс «Я, словно бабочка к огню» Рязанов сочинил сам. Мне кажется, что гениальное произведение – будь то музыка, картина или фильм – всегда заявляет о себе с самого рождения какими-то необычными признаками. «Жестокий романс» был просто обречен на успех.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится